Женевский автосалон без Лады

Женевский автосалон без Лады

Хоть в этой маленькой стране и нет собственного автопрома, швейцарцы автомобили любят и холят их едва ли не больше, чем их соседи-немцы. В эти дни я встретил на женевских улицах немало эксклюзивных авто – от Ferrari и Lamborghini до Bugatti Veyron. Но главной темой автосалона стали отнюдь не мощные концепт-кары, хотя и их по традиции было немало. Женева стала продолжением Парижа, где в центре внимания оказались не мощностные, а экологические показатели или, проще говоря, расход топлива. (Замечу, сегодня отработавшие газы автомобилей практически содержат лишь воду и углекислый газ, прочие выбросы давно свели на нет. Однако углекислый газ хоть и не токсичен, но вызывает парниковый эффект, способствуя глобальному изменению климата.)

ГРИН-КАРТА

Нынче почти каждая товарная модель на стенде снабжена «экологическим паспортом» с цветной шкалой, соответствующей выбросам углекислого газа в граммах на километр пути. Нам привычнее видеть «литры на сотню». Перевод величин прост: расход топлива 1 л на 100 км примерно соответствует выбросам 24 г СО2 на 1 км. «Зеленые» автомобили во многих европейских странах поощряются материально: бонусами при покупке или налоговыми льготами в дальнейшем. Неудивительно, что практически все производители предлагают такие модели, причем в самых разных классах. И если одни ставят на экономию топлива за счет малого размера и веса автомобиля при сохранении силовой установки с ДВС (пример – Toyota IQ, Smart, Tata Nano), другие внедряют гибридные технологии и даже полностью отказываются от двигателя внутреннего сгорания.

Tata Nano - первый шаг в Европу.
Несмотря на кажущуюся миниатюрность Tata довольно вместительна - сказываются "пропорции пылесоса".
Новый Chevrolet Spark, выросший из прототипа Beat - типичная городская микpолитражка, которая должна появиться в Европе во втором квартале 2011 года, а в США - к концу 2011.
Новый Chevrolet Spark, выросший из прототипа Beat - типичная городская микpолитражка, которая должна появиться в Европе во втором квартале 2011 года, а в США - к концу 2011.

У входа в «зеленый» павильон, посвященный эко-проектам, расположился Peugeot с ДВС с переменной степенью сжатия MCR-5 VCRi (Variable Compression Ratio). Кривошипно-шатунный механизм приводится в действие через коромысло, второе плечо которого перемещается толкателем, за счет чего меняется положение мертвых точек и, соответственно, степень сжатия – от 6:1 до 15:1. Рядный четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом всего 1,5 л оснащен двухступенчатым турбокомпрессором с изменяемой степенью сжатия и демонстрирует выдающиеся показатели мощности и момента: 217 л.с. (160 кВт) при 4000-5000 об/мин и 420 Нм при 1500 об/мин соответственно. При этом он весьма экономичен: на Peugeot 407 расход составляет в городском, загородном и смешанном циклах 8,9, 5,4 и 6,7 л соответственно!

Новый двигатель Peugeot демонстрировала под капотом 407 модели.
Двигатель MCR-5 VCRi.

ВИДЕО: ПРИНЦИП РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ MCR-5 VCRi

Чуть дальше – долгожданный суперскоростной электромобиль Tesla. Его приводит в движение трехфазный четырехполюсный электромотор с номинальным напряжением 400 В, развивающий 185 кВт (252 л.с.) в варианте для базового родстера и 215 кВт (292 л.с.) для версии спорт. Последняя разгоняется до первой сотни всего за 3,7 с (на 0,2 с быстрее базовой модели). Максимальный пробег в экономичном режиме (измеренный в США) составляет 244 мили (около 395 км). От обычной розетки аккумуляторы заряжаются за 12-15 часов, от мощной сети (70 А) – за 3,5 часа. Срок службы литий-ионных батарей, заявленный производителем – 7 лет, однако цена новых сегодня сопоставима с ценой автомобиля среднего класса – 20-30 тысяч евро! При том, что сама Tesla стоит 89 тыс. евро в базовой версии и 99 тысяч – в спортивной. Вряд ли этот электромобиль ждет ажиотажный спрос, как, впрочем, и другие, более приземленные модели.

Основные минусы авто на электротяге – малый пробег и высокая цена. Кстати, те же недостатки электромобилей отметили и посетители нашего сайта. Основной же недостаток, по мнению большинства – неизвестно, насколько надежными в российских условиях окажутся эти машины. Впрочем, все производители уверяют, что мороз (по крайней мере, до –30 С) современным батареям не помеха: они обладают собственной системой подогрева и поддержания оптимальной температуры. Однако пока куда более «рыночными» выглядят гибридные разработки. Их представили почти все крупные производители.

Сегодня во главу угла ставится в общем-то безвредная углекислота. Но уж очень много ее накопилось в атмосфере!
В таких машинах неудобно сидеть (или скорее лежать), их них очень плохой обзор, у них очень непонятное рулевое управление, наконец, тут нет места ни для пассажиров, ни для груза. Но по ровной дороге со скоростью 30-40 на литре бензина можно проехать тысячи километров.
Такой доработанный "моторчик от сенокосилки" может быть установлен на автомобили Formula Shell, которые благодаря выдающейся аэродинамике и малому весу способны проехать тысячи километров на одном литре бензина.

ГИБРИДИЗАЦИЯ ЕВРОПЫ

Verso - единственный MPV в линейке Toyota. Скоро автомобиль появится и в России.
Toyta разрабатывает не только гибриды, но и заряжаемые от сети автомобили. В перспективе такая возможность должна появиться и на Prius.

Родоначальница серийных гибридов Toyota представила Prius третьего поколения, расходующий всего 3,9 л на 100 км (92 г СО2 на километр). Эта модель интересна прежде всего тем, что уже осенью должна выйти на российский рынок. Основной принцип работы остался неименным: электромотор не только создает дополнительную тягу на мощностных режимах и рекуперирует энергию торможения, но и выполняет функции сцепления. Однако силовой агрегат полностью переработан: все навесное оборудование теперь приводится от электромоторов (ремень упразднен), тяговый электродвигатель стал намного компактнее за счет более чем двукратного увеличения максимальной частоты вращения (соответственно, появился редуктор), появилась система теплообмена с системы охлаждения с выпускной системой (для быстрого прогрева двигателя зимой) и многое другое. Подробнее о техническом оснащении автомобиля и рыночных прогнозах – в нашем специальном репортаже с интервью (читайте в ближайшее время на zr.ru).

Honda CR-Z купе (2+2) - "спортивный гибрид завтрашнего дня". Пока это лишь концепт.

Honda привезла CR-Z – «спортивный гибрид завтрашнего дня». Хорошо известная Suzuki Alto также обзавелась гибридной начинкой с системой «старт-стоп», отключающей двигатель во время остановки. Практически все производители сегодня используют эту технологию, которая, хоть и не дает большой экономии на бумаге, в городских пробках работает на все сто.

Гибридными уже становятся и гоночные автомобили. Это болид молодежной серии, стартовавшей в прошлом году. Соревнования проходят по всему миру, а строят автомобили студенты университетов.
Гибридная установка разгоняет автомобиль до сотни за 3,8 с, при этом выбросы СО2 в гоночном режиме - всего 81 г/км. Помимо бензобака энергия запасена в литий-ионных аккумуляторах, которых вполне хватает на 22-километровую гонку. Максимальная скорость принудительно ограничена 220-230 км/ч. Однако цена такого болида не очень молодежная - 300 000 евро.

В СТИЛЕ ФЭНТЕЗИ

Не отстают и европейцы, хотя многие пытаются увлечь не столько передовыми технологиями, сколько футуристическим дизайном. Таковы уже засветившиеся в Париже ситроеновский электроконцепт GT и утилитарный электромобиль Z.E. от Renault, похожий на зеленый аквариум. Volvo впервые в Европе показала концепт S60 с оригинальной конструкцией безрамочных дверей без центральной стойки. SAAB привез кабриолет 9-Х. BMW показала концепт 5 серии Gran Turismo, открывающий новую классовую прослойку между легковыми авто и кроссоверами типа X6.

Представленный осенью в Париже GT by Citroen получил немало лестных отзывов. Теперь его его планируют запустить в серию ограниченным тиражом (около 20 экземпляров). Под капотом, скорее всего, будет установлен бензиновый двигатель V8.
SAAB 93X - мировая премьера на базе модели 9-3 SportWagon XWD (клиренс заметно увеличен по сравнению с базовой версией). Под капотом - двухлитровый двигатель, работающий на бензине или его смеси с этанолом и развивающий 210 л.с.

[caption id="attachment_869080" align="aligncenter" width="150" caption="'Воздушный' SAAB 9X Air был представлен на прошлогоднем Парижском салоне, но и здесь, в Женеве, собирал вокруг немало искушенной публики. Под капотом - 1,4-литровый мотор с турбонаддувом, работающий на смеси биоэтаноле E85 и развивающий 200 л.с."] [/caption]

Зеркало 21 века - компактная видеокамера.
Концепт Volvo S60. Полагаем, даже без центральной стойки жесткость кузова будет на высоте. Ведь шведы всегда уделяли безопасности особе внимание.
Оригинальный механизм, позволяющий распахивать и одновременно сдвигать массивную дверь, наверняка вобрал немало патентов.
Оригинальный механизм, позволяющий распахивать и одновременно сдвигать массивную дверь, наверняка вобрал немало патентов.
Концепт Volvo S60. Полагаем, даже без центральной стойки жесткость кузова будет на высоте. Ведь шведы всегда уделяли безопасности особое внимание.
Безусловно один из элегантнейших автомобилей. BMW 5 серии Gran Turismo позиционируется как нечто среднее между обычным легковым авто и кроссовером наподобие X6.
Безусловно один из элегантнейших автомобилей. BMW 5 серии Gran Turismo позиционируется как нечто среднее между обычным легковым авто и кроссовером наподобие X6.

Subaru демонстрировала новую Legacy – правда, пока лишь в качестве концепта. Трудно пройти мимо растительных мотивов Mazda Kyora, бионических форм Nissan Qazana и Mitsubishi iMiev Sport Air, фар-ресничек Ford Iosis Max. По традиции же в Женеве представлено множество дизайнерских, тюнинговых и просто мелких фирм, производящий порой хоть и единичные, но очень дорогие автомобили.

[caption id="attachment_869124" align="aligncenter" width="150" caption="Уже засветившаяся на Парижском автосалоне 'ветреная' Mazda Kyora еще долго будет выглядеть свежо, если не сказать экстравагантно."] [/caption]

Интерьер японского концепта, пожалуй, еще причудливее экстерьера.
Интерьер японского концепта, пожалуй, еще причудливее экстерьера.
Салон Infiniti Essence разделен консолью на две неравные части. Пространство водителя отделано черным, пассажира - терракотовым.
Заднеприводное купе Infiniti Essence демонстрирует невероятный дизайн и целый набор новейших технологий. В основе силовой установки - гибридная схема: ДВС 3,7 л V6 развивает 440 л.с., ему в помощь работает компактные электромотор, развивающий 160 л.с. и обменивающийся энергией с литий-тонной батареей. Оба мотора способны работать как по отдельности, так и в паре.
Концепт Subaru Legacy.
Дизайнеры Hyundai Ixonic тоже пробуют себя в стихиях воды и ветра.

МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ

Кризис кризисом, а красивые автомобили, как и красивые женщины, всегда привлекают внимание. Здесь, в Женеве, не чувствуется недостатка ни в том, ни в другом. Pagani, Wiesmann, Morgan, Spyker, Carlsson, Rinspeed, не считая менее известные, но не менее востребованные дизайнерские и тюнинговые ателье.

Мировая премьера: родстер Wiesmann MF4. На выбор два мотора - от модели GT MF4 (4,8 л, 367 л.с.) и высокооборотный 4,0 л, 420 л.с.
Собираемый в Дюльмене Wiesmann GT MF4 оснащен мотором V8 рабочим объемом 4,8 л который развивает 367 л.с.
Rinspeed представил в Женеве суперкар на электротяге с изменяемым дизайном в зависимости от числа мест. Предусмотрены варианты на 1,2 или 3 места (водитель в любом случае - впереди в центре).
Еще один гибридный Frazer-Nash в сотрудничестве с Джуджаро.
К дизайну гибридного Frazer-Nash приложил руку Джуджаро. Шины Vredestein - тоже его детище.
Zeppelin стал самой роскошной моделью за всю историю Maybach.

Конечно, присутствуют и сравнительно «массовые» модели. Maybach представил эксклюзивный двухцветный лимузин Zeppelin на фоне ретромобиля. Не забывает своих знаменитых предков и Mercedes, щедро выделивший место под экспозицию хитов прошлый лет, и Morgan, среди прочих экспонатов выставивший первый трехколесный мотоцикл 1909 года с оригинальным «одноручным» рулем и двухцилиндровым мотором перед передней осью. Bugatii свое столетие отметила моделью Bleu Centenaire, в очередной раз укрепив имидж самого дорогого дорожного автомобиля. Его цена – 1,35 млн. евро.

Двухцветный Maybach 62 Zeppelin действительно впечатляет - и размером (6,2 м) и ценой (750 000 евро).
McLaren SLR - также не новинка, но пользуется неизменным вниманием публики.
Alpina B7 - мировая премьера изысканного немецкого ателье. Двигатель V8 4,4 л с наддувом развивает 507 л.с. и 700 Нм.
Alpina возвращается в большой спорт с новым болидом категории GT3 на базе Alpina В6.
Active Hybrid 7 series относится к автомобилям EfficientDynamics по классификации BMW - динамичным и эффективным. Его вспомогательный электромотор может подпитываться от литий-ионных аккумуляторов, в паре с ним трудится ДВС V8 4,4 л твин-турбо, выдающий 407 л.с.
Экспозиция автомобилей Формулы 1 пустовала. В отличие от многих мировых салонов, здесь также почти не встретишь гоночных симуляторов. А жаль!
Компания Бугатти отмечает столетний юбилей с размахом: модель Veyron Bleu Centenaire стоит 1 350 000 евро.

[caption id="attachment_869300" align="aligncenter" width="150" caption="'Аэрошасси' Morgan: двигатель BMW 4,8 л V8 (368 л.с. 490 Нм),6-ступенчатая коробка передач ZF (механика или автомат), жесткое и легкое шасси из новейших алюминиевых сплавов."] [/caption]

Этому мотоциклу исполнилось сто лет. Мотор Peugeot великолепно охлаждается набегающим потоком воздуха (этот Morgan развивал 50 миль в час, что было в то время очень хорошим показателем), а колеса управляются ручкой справа от водителя (через систему тяг).

ЗАПАС ВОЗДУХА

3-4-местный AIRPod смотрится совсем несерьезно. Да и скорость развивает всего 60-70 км/ч. Однако привыкшие к велосипедам и скутерам европейцы больше смотрят на маневренность (легкость парковки)и стоимость пробега, а они здесь вне конкуренции: радиус разворота - 1,9 м (меньше длины автомобиля!), а стоимость 100 км - всего 0,5 евро. И бензин ему не нужен, воздух в баллоны накачает компрессор, подключенный к бытовой электророзетке.
Вход-выход в AIRPod - спереди и сзади. Непривычно? И еще придется думать, какой стороной парковаться!
Два ряда - шесть мест. Водитель посередине. Управление воздушным автомобилем - проще не бывает: две педали и подрулевой рычаг.

Среди огромного многообразия более или менее традиционных ДВС и электромоторов особняком расположилась наконец-то вышедшая в свет разработка французского инженера, в прошлом конструктора моторов Формулы 1, Ги Негра (Guy Negre). ЗР еще в 2001 году писало компании MDI, создавшей двигатель для работы на сжатом воздухе. Он экономичен, малошумен и его выбросы чище самого воздуха (поскольку тот, прежде, чем попасть в мотор, проходит через фильтр). Сегодня опытная разработка воплотилась в реальные автомобили. Объявлена цена и даже первый покупатель – компания Air France. В качестве аэродромных посыльных воздушные машинки действительно очень подходят: в них нет огнеопасного топлива, пробег на одной заправке достигает 220 км, да и топливо почти даром и всегда под рукой - воздух под давлением на аэродроме всегда найдется (закачка баллонов «до полного» занимает всего полторы минуты). К тому же, есть возможность рекуперации энергии торможения, закачивая воздух обратно в баллоны.

Помимо чисто воздушного трехместного автомобиля AIRPod, развивающего 60-70 км/ч, есть и вполне полноценные гибридные авто с вспомогательным ДВС – пикап-кабриолет OneFlowAir и микровен и пикап MiniFlowAir и CityFlowAir соответственно. Последние предназначены как для города, так и для шоссе. В городском режиме предполагается задействовать только воздушный мотор, в этом случае автономия составляет 100 км. На загородных дорогах подключается ДВС, работающий на бензине или биотопливе. В этом случае автономия составляет 800-900 км, а расход топлива – 1,4-1,7 л/100 км (выбросы CO2 – всего 30-35 г/км!). При этом максималка уже вполне приемлемая: 90-110 км/ч для версий OneFlowAir (в зависимости от мощности двигателя) и 150 км/ч для шестиместного CityFlowAir. Привлекательны и объявленные цены: 6000 евро на модель AIRPod и 3500 и 5300 на OneFlowAir в зависимости от мощности двигателя.

СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ

В целом Женевский автосалон 2009 года оказался весьма эклектичным, но не слишком близким к реальному покупателю. С одной стороны, множество интересных идей, конструктивных и дизайнерских решений, которые призваны пробудить интерес публики и подготовить их к грядущим переменам. Но все это порой даже не завтрашний, а послезавтрашний день, особенно учитывая высокую цену новых технологий. С другой – консервативный стан спортивных, мощных, роскошных и даже вычурных автомобилей, пожалуй, еще более далеких от массового покупателя.

Наверное, поэтому уже на второй день работы салона организаторы растащили новинки по углам, освободив место для уже примелькавшихся, но рыночных моделей. Журналисты разъезжаются, да здравствуют покупатели!

Долгожданный кроссовер Peugeot 3008 - ответ VW Tiguan, Ford Kuga и Nissan Qashqai. Однако французский автомобиль будет только переднеприводным. Под капотом - один из трех бензиновых моторов 1,6 л (120, 150 или 156 л.с.) или один из двух турбодизелей 1,6 л (110 л.с.) или 2,0 л (150 или 163 л.с.).
Долгожданный кроссовер Peugeot 3008 - одна из мировых премьер Женевского автосалона 2009.
Opel Ampera - брат Chevrolet Volt. Его будущее пока туманно, особенно учитывая тяжелое положение компании.
Opel Ampera - брат Chevrolet Volt. Его будущее пока туманно, особенно учитывая тяжелое положение компании.
Гибридный Cadillac Escalade с шестилитровым мотором мощностью 337 л.с. и автоматической трансмиссией обещает расход всего 11,1 л/100 км в смешанном цикле.
Баварцы долгое время не слишком много внимания уделяли экологической рекламе, справедливо считая, что их автомобили ценят не за экономичность. Но времена меняются и вот - дизельная "копейка" претендует на лучшую экономичность в классе.
Заправка природным газом.
Цены на газ с лихвой компенсируют его меньшую теплотворную способность.
Audi TTRS - мировая премьера Audi (наряду с А4 Allroad и S5 cabriolet) и, пожалуй, самая интересная. Под капотом - абсолютно новый пятицилиндровый наддувный мотор рабочим объемом 2,5 л и мощностью 340 л.с. До первой сотни родстер разгоняется за 4,7 с, купе - на 0,1 с быстрее.
Под капотом этого заднемоторного Type C Streamliner 16-цилиндровый двигатель, развивающий 520 л.с. и разгоняющий болид до скорости свыше 400 км/ч.
Знаменитый Type C Streamliner 1937 года, созданный на Auto Union Фердинандом Порше и Робертом Эберхорстом. При постройке болида были использованы расчеты и тесты аэродинамики самолетов. За три дня этот автомобиль побил 15 рекордов скорости.
Универсал Seat Exeo Break ST, впервые показанный именно здесь, в Женеве, вызвал большой интерес у практичных европейцев.
Универсал Seat Exeo Break ST, впервые показанный именно здесь, в Женеве, вызвал большой интерес у практичных европейцев.
Компактный вседорожник Yeti обещают собирать и в России.
Новые грани VW Polo - дизайн с элементами ретро сделал автомобиль ярким и узнаваемым.
Под капотом Golf - двигатель 1,4 л. Их у концерна целая семья, с различными вариантами наддува.
Проект электромобиля Ford разрабатывает совместно с компанией Magna.
Проект электромобиля Ford разрабатывает совместно с компанией Magna.
Проект электромобиля Ford разрабатывает совместно с компанией Magna.
Seat есть чем гордиться в автоспорте. "Сегодня побеждай, завтра продавай!"
Даже полицейские в Женеве уже пересели (точнее, встали) на экологический транспорт. Но "сегвеев" с номерами я еще не встречал!

Подпишитесь на «За рулем» в