ВАЗ анонсировал антикризисную модель
С утра в тот же день Борис Алешин побывал в комиссии у вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова. И, видимо, предполагалось, что на пресс-конференции удастся сообщить о конкретных шагах правительства России по спасению автогиганта. Но – ответа пока не последовало, его отложили на 2 недели. Пока комиссия изучит предложения самого ВАЗа, подумает, как их соотнести с собственными, и уж затем объявит о верном курсе. То есть, решения по конкретным суммам пока нет, нужно ждать. (Напоминаем - И.Шувалов в декабре прошлого года назначен председателем «Комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики», координирующей антикризисные меры правительства и Банка России).
Ну что же, пока ознакомились с планами и идеями. Борис Алешин уверенно заявил, что в комиссии хорошо расположены к предприятию, настроены оптимистично и к каждому автозаводу применят индивидуальный подход. У ВАЗа, конечно, преимущество – это самое крупное предприятие отрасли в России.
Запросы тоже – самые крупные. Чтобы выжить, АвтоВАЗу сегодня нужно 26 млрд. рублей. Причем эта огромная сумма даже не покрывает всех долгов: только банкам АвтоВАЗ задолжал 36 млрд. рублей. А еще поставщики деталей и материалов, дилеры… Самый большой финансовый удар ВАЗ получил от поставщиков металла, которые повысили цену чуть ли не на 60 %. Дилеры тоже внесли свою лепту. Только 10 % из них смогли работать по предоплате. Теперь у ВАЗа в этом секторе 7 млрд руб. долга.
С металлургами и дилерами Борис Алешин сейчас ведет интенсивные переговоры и, по его словам, весьма успешные. Первые, не без давления правительства, понижают цену на металл и дают отсрочку. Вторые готовы поступиться своей маржой. Все это часть собственной программы АвтоВАЗа по преодолению кризиса.
Еще предполагаются:
- Сокращение внутренних издержек на 13 млрд. рублей.
- Выделение обеспечивающих производств – металлургия, пластмассы, инструменты и т.п. (всего 7) – в 5 самостоятельных предприятий пока со 100% участием ВАЗа.
- Получение 7-летних кредитов от французских банков-партнеров «Рено-Ниссан» на весьма выгодных условиях. На каких именно, пока не разглашается. Для обсуждения этого в Тольятти в скором времени появится министр экономики Франции.
- Запуск собственной программы кредитования покупателей. Это в плюс к известному «путинскому кредиту»; суммарно в кредит ВАЗ планирует продать до 90 тысяч авто в этом году.
- Если дела будут совсем плохи, в резерве дополнительная эмиссия акций завода. Едва ли акционеров это обрадует, но если другим способом предприятие не удастся сохранить на плаву – увы, придется идти и на это.
- Есть идея использовать зарубежный опыт – выдавать живые деньги на покупку нового авто за сданный в утиль старый автомобиль. В Германии на таких условиях дают 2500 евро. У нас это пока невозможно – нет закона об утилизации авто. Но столь критическая ситуация может подвинуть законодателей быстро принять подобный закон. Тем более что у АвтоВАЗа готовы конкретные предложения на эту тему.
- И, наконец, Борис Алешин сообщил, что у ВАЗа есть антикризисная модель автомобиля, построенная на базе «Калины»: весьма современная, стильная, и, главное, дешевая. Президент АвтоВАЗа обещал показать машину в самое ближайшее время.
Так или иначе, за нынешний год предприятие рассчитывает продать 640 тысяч автомобилей, включая машинокомплекты. Насколько на это число повлияет еще не принятое решение о формах государственной поддержки, на конференции не прозвучало.