Джорджетто Джуджаро о дизайне «Калины»
Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro).
Родился 7 августа 1938 в провинции Пьемонт, Италия. Его предки занимались церковной росписью. Сам маэстро в 1955 г. закончил туринскую Академию Изящных Искусств и получил приглашение генерального конструктора компании ФИАТ Данте Джакозы в фирменный Центр стиля. В 1959 перешел в кузовную фирму «Бертоне», где под руководством ее шефа Нуччо Бертоне разрабатывал дизайн более двух десятков автомобилей. В 1968 Джорджетто Джуджаро создал компанию SIRP SpA ItalDesign со штаб-квартирой в Турине. Широкую известность ей принесла модель компакт-класса Alfa Romeo Alfasud (1971), а также спортивный Lotus Esprit. В 1984 г. стал обладателем специальной премии конкурса «Золотой циркуль». Член правления итальянской Ассоциации промышленного дизайна (ADI), почетный доктор британского Королевского колледжа искусств.
Расскажите, как сейчас работает ваша студия?
Я много тружусь вместе с сыном Фабрицио. Он всегда советуется со мной. Заказов очень много, поэтому мы распределяем работу. Молодые и талантливые – кому, как не им, предлагать новые концепты в духе времени. Нельзя жить лишь историей, опыт должен подпитываться свежей кровью.
Молодым интересны задачи посложнее: малые формы, большие объемы. В этом формате представлена «Лада-Калина». Можете ли вы охарактеризовать ее дизайн?
Самое главное – понять замысел продукта и сделать его осязаемым для потребителя. Компактный, но вместительный автомобиль - это интересный проект, который нуждается в законченности. Донести эту концепцию не так просто. Маленький автомобиль с максимальным внутренним объемом – сложная задача для дизайнера. Автомобиль в размерах «ФИАТ-Панда» с салоном, как в «Гольфе Плюс» – это идея, разбивающая привычные представления.
Если уж мы заговорили о России - стране с весьма специфическими условиями – можно ли сейчас говорить о российском дизайне как об особом явлении?
Любой дизайн должен быть адаптирован к внешним условиям. При этом концепты достаточно универсальны: то, что хорошо для Америки или Европы, вполне возможно, приживется и в России. Так, например, автомобили для Скандинавии могут иметь определенный успех в России, ведь они протестированы в похожих условиях.