Дизельный UAZ Patriot: Идет солдат по городу (ВИДЕО и ФОТО-БОНУС)
Я – UAZ Patriot 2,3 TDi. Имя пишу латиницей специально для моей городской подруги – любит она все заграничное. Я ей с места службы пишу. Пусть читает. Она вообще мной гордиться должна. Ведь в своих письмах я всегда на высоте. У меня ж рост полных 2 метра в фуражке, с релингами то есть. Дед мой, УАЗ-469, правда, еще немного повыше был – у нас в роду все такие рослые. Я ему в деревню фотку отправил: стою, настоящий рамный вседорожник, 2080 мм в плечах (по зеркалам если мерить). Деду больше о трудностях рассказываю: может, что посоветует. Хоть я его не выше, но шире намного – мне меж деревьями не бегать. Говорят, у военных считалось, что шире 1,8 м нельзя – по лесу не проедешь. Но тогда леса гуще были…
Подруге пишу, что мне брод в 0,7 м нипочем – даже ковер в салоне не замочу. Не скажу же, что мне по уставу больше чем в полуметровую воду лезть запрещено, будто паркетнику какому, – сапуны на мостах наверх не выведены, недолго и воды начерпать. Это как сапоги кирзовые – пока новые, не промокают, а ношеные сколько ни мажь, все одно текут. Но для женской половины информацию фильтровать нужно. Нытиков девушки не любят…
Сегодня по нашим частям Sollers прошла команда отправить меня на неделю в командировку – стартовать на фестивале вседорожников. Там одни иностранцы, а страну достойно представить надо. Какой переполох начался! Столько внимания за свои юные 3000 км я еще не знал. Включив первую в корейской пятиступенчатой механической коробке «Деймос», выехал за ворота. Весь при параде самой лучшей комплектации Limited 332 Diesel: АBS, кондиционер, кожаный салон, легкосплавные колеса с широкими шинами 265/70R16… Только подушек безопасности не предусмотрели. Но они нам и не понадобятся. Военному человеку подушка не нужна – его ремень бережет. Зачем под пиропатрон Командира подставлять? Не дай бог, электромагнитный импульс в цепь попадет… Вот и Командир идет. Дальше запишу все как было, дабы ничего не забыть!
Потребность во вседорожниках в России будет еще долго.
ЧЕТВЕРГ, 29.01.09. СОВЕТЫ ИНСТРУКТОРА
Познакомились быстро, по-военному. Командир и есть мой первый пилот на фестивале вседорожников. Вторым водителем назначен Сергей Петров. Он в Думе заседает, о стране и «Рольфе» думает, поэтому на тренировку в школу контраварийной подготовки не приехал. А зря – увидел бы, как я опроверг расхожее мнение, что «Патриот» не для гонок по скользкой дороге. Сейчас изложу, что говорил обо мне инструктор Михаил Пахомов (потом скопирую написанное и отправлю подруге, пусть гордится!):
– Передачи включаются изумительно. Даже со второй на первую легко переходит. Очень прогнозируемый. Хватка есть. Обычно дизели инертные, этот – нет, идет «за ногой». Даем тягу, и на скользкой дороге полноприводная машина стабилизируется. Перед поворотом сброс газа, передняя ось загружается. Тут и надо поспеть с поворотом руля – не раньше и не позже, а в момент загрузки передней оси. Тогда она не будет скользить, а чуть сорвется задняя. Дальше нужно не опоздать с углами поворота руля и задать правильную тягу, чтобы прекратилось скольжение задней оси. Колеса ставим прямо – и «Патриот» в одном ритме с водителем вывозит из заноса.
На словах просто, однако на деле не очень. Целый день по этой методике я, Командир и ближайшие сугробы притирались друг к другу. На нем ни одной сухой нитки не осталось. Ничего, даже обидно, что все вокруг о моей надежности говорили. Опасались, что до фестиваля не доеду. Как бы не так, техничка «Шеви-Нива» только зря день потеряла. Правда, тот, кто на ней по тренировочной трассе ездил, меня оценил выше. Работа инструктора нелегкая, ученье тоже, зато он нас с Командиром похвалил.
ПЯТНИЦА, 30.01.09. ПЛОХАЯ ПРИМЕТА
Утром поехал с Командиром и фотографом в парк «Яхрома». Там завтра стартует фестиваль вседорожников, в котором наш экипаж всерьез рассчитывает на победу. Для этого мне нужно показать лучшее время на специальной трассе, а обоим водителям – быстрее всех пройти горнолыжный спуск.
Уже миновали кольцевую дорогу, когда Командир вспомнил про лыжи... Пришлось вернуться. Дед сказал бы: плохая примета. Я ему сообщение отправил, что у Командира после вчерашних тренировок на правой кисти синяк – зажало от торможения ручником при включенной второй передаче. Что ж, мужчина без недостатков – манекен. Это я про нас с Командиром. Ругать его за забывчивость, а меня за конструкторские промахи бесполезно. Из армейской машины не так просто сделать комфортабельный вседорожник, чтобы запросто и по бездорожью, и по асфальту.
По дороге в парк «Яхрома» я маленько «плавал» в своем ряду. Выражаясь профессионально, мой руль не отягощен обратной связью. Но этот недостаток становится преимуществом на бездорожье – гарантирует минимум отдачи в руль при переезде через колею под углом, например. На коротком участке шоссе легко выжал 120 км/ч, но в основном ехал «правильные» 90. Хотя могу и 135, а по спидометру и того больше! У меня ведь парадные колеса диаметром чуть больше положенного, а спидометр не проверяли, так что могу и поскромничать в оценке своих данных.
Ивековский дизель однозначно мне подходит: хотя скорости по сравнению с бензиновым не прибавляет, ехать гораздо удобнее. Мне нравится его голос и уверенная тяга.
Везут не силы, а момент, поэтому 116 л.с. – оптимально. Крутящий момент 270 Н·м против 217 Н·м у бензинового брата.
Кроме кисти, у Командира после вчерашнего синяк на левом локте. Кажется, сидят они сейчас с фотографом, как водитель и пассажир, далеко друг от друга. Но если руль надо крутить быстро и много, водитель станет задевать обивку двери локтем. Это не недостаток, а «внедорожная» особенность: при такой посадке удобно переезжать переправу по бревнам – можно высунуться и смотреть, где катится переднее колесо!
На деревенских просторах фотограф пытался загнать меня поглубже в свежий снег, приговаривая: «Чем круче джип, тем дольше идти за трактором». Я не джип, а УАЗ, так что трактор не понадобился. К гостинице «Бумеранг» подъехали затемно. Тут после шлагбаума заезд тесный, я с ходу проехать не могу. Для разворота, извините, мне требуется дорога на 2 м шире, чем средней легковушке. Зато, разгружаясь у отеля, я показал, что лыжи в багажнике могут лежать поперек – знай наших! Хотя нынешние лыжи не те, что раньше. Дед рассказывал, двухметровые были в порядке вещей!
Командир пошел совещаться, а я – ждать похолодания, обещали под утро –30oС...
СУББОТА, 31.01.09. ФЕСТИВАЛЬ
Утром завелся с пол-оборота при –22oС. Главное – не забыть про свечи накаливания: просто подождать несколько секунд. Мои поздравления «итальянцам»! Потом на мойку – и открывать парад.
Помылись хорошо, а вот высохли, видимо, не очень… К Командиру пожаловали оператор телевидения и наблюдатель из части, но не тут-то было! Злополучные кнопки дверных замков никак не хотели открываться, а задние двери просто примерзли. Мы с Командиром только благодаря природному везению не сломали ключ и все-таки проникли внутрь...
Как не верить после этого в дурные приметы? Трассу Сергей Петров мог пройти лучше, если бы в четверг потренировался с нами. Командир тоже до того хотел выиграть, что получил 10 секунд штрафа за сбитый конус-ограничитель. Зря не поверил в мой двигатель: на второй передаче ехалось куда лучше, на малых оборотах он вывез бы быстрей.
...Телевизионщик в конце концов к нам проник – в заднюю дверь пролез. Выходя, соскользнул и слегка ударился о ступеньку. Но репортаж показать не забыл. Даже по телевизору видно было, как меня народ любит. А Сергей Петров обещал рассказать обо мне там, «наверху».
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 1.02.09. ПО ХОЗЯЙСТВУ
Жена командира, когда меня увидела, сразу заданий надавала – и то перевезти, и это. Поначалу она меня боялась, звуки в салоне с грохотом заводского конвейера сравнивала. Но потом привыкла, мы даже вместе огромный фикус родственникам отвезли. Командир шутил, что мою педаль сцепления она двумя ногами не выжмет, тоже с лучшей стороны себя хотел показать. Усилий она действительно требует, но не скажу, что героических. Все-таки он в меня поверил и немного расслабился...
ПОНЕДЕЛЬНИК, 2.02.09. ГОЛОДНЫЙ ОБМОРОК
Едем на работу во втором ряду, пробку видим дальше всех. За километр до моста у Белорусского вокзала чувствую – силы меня покидают. Не помню, как докатился до обочины. Очнулся, когда из технички «Шевроле-Нива» канистру топлива достали и влили мне в бак. Как всегда, завелся с пол-оборота. Не ожидал, что датчик уровня топлива подложит мне такую свинью. Он же показывал, что, как минимум, один из двух моих баков наполовину полон, а оказалось – пуст. И не наполовину, а совсем. Командир спешил на работу и оставил меня у мерзлого бордюра. Надеюсь, расстались друзьями. Подвел его, получается…
ВТОРНИК-СРЕДА, 3.02.09–4.02.09. К ПУГОВИЦАМ ПРЕТЕНЗИИ
Два дня провел в командирском техцентре. Досадных мелочей вроде неисправного датчика уровня топлива у меня насчитали десяток. Теперь знаю, почему в движении погромыхивает глушитель, почему на морозе скрипит панель приборов и скрежещет руль, почему подтекает антифриз из расширительного бачка и что может случиться, если провода датчиков АBS пережать защитным кожухом моторного отсека. Конечно, городской подруге моей об этом не напишу, а вот деду пожалуюсь. Он-то знает, что для солдата главное.
P. S. Как я понял из песни, пуговицы тоже важная деталь. Они должны не портить мундир, а его украшать.
ВИДЕО: UAZ Patriot на " Фестивале вседорожников", экипаж №17: Петр Меньших и Сергей Петров