Спецтест: Тормозим с прицепом
Будучи в здравом уме, никто не ездит на машине с неисправными тормозами. Почему же для прицепа с полной массой до 750 кг они необязательны? Ведь такой довесок, половина массы иной легковушки, явно удлинит тормозной путь! Дабы не мучить читателя теорией движения автопоезда, сравним в реальных испытаниях прицепы с тормозами и без них.
Для теста снарядили два прицепа «Трейлер» – модели 82940 и 82942Т. Внешне почти неотличимы, но один без тормозов, другой с накатным тормозом. Цены – 29 900 и 44 300 руб. соответственно. Разница в 14 400 руб., на первый взгляд, довольно веский аргумент в пользу прицепа без тормозов. Но не будем спешить с выводами.
Массу каждого подогнали балластом к 750 кг – таков максимум, разрешенный для прицепа без тормозов. Тягачом выступал автомобиль «Форд-Мондео» с мотором 1,6 л и ABS. Полную его массу в испытаниях поддерживали на уровне 1550 кг.
Первые заезды и измерения выполнили, придерживаясь буквы закона – методики по ГОСТ 51709-2001. На сухой асфальтобетонной дороге автопоезд разгоняли до 40 км/ч и экстренно тормозили до полной остановки. Напомним, что замедление согласно правилам должно быть не менее 5 м/с2. Истинная скорость оказалась даже не 40, а 38–39 км/ч. Ничего угрожающего в поведении прицепов мы не заметили: для остановки хватало пары секунд и 9–11 м пути. Оба прицепа не проявляли какой-либо неустойчивости. Но тормозили-то на прямой! А как они поведут себя в более сложных условиях, например в повороте?
Обозначив некое препятствие, объезжаем его, как при переставке, и на выходе из кривой тормозим до полной остановки. Пока тягач упирался колесами, тяжелый хвост без тормозов заносило в сторону. К счастью, за 1,9 с торможения автопоезд не успевал раскачаться. А вот прицеп с тормозами лишь в начале режима слегка шевельнулся в сторону – и тотчас стабилизировался. Со стороны видно: идет за автомобилем как нитка за иголкой и останавливается след в след!
Впрочем, со скоростью 40 км/ч россияне ездят лишь по вдребезги разбитой дороге. Правила разрешают разгоняться с прицепом до 70 км/ч на обычных дорогах и до 90 км/ч на автомагистралях! Что же, посмотрим, легко ли остановить автопоезд при таких скоростях. На эти случаи ГОСТ уже не распространяется.
Сначала установили верхний предел в 70 км/ч. Автопоезд с прицепом без тормозов истинные 68 км/ч погасил на пути почти 33 м. Уже при скромном замедлении 5,4 м/с2 прицеп так раскачивало, что водитель вынужден был, забыв про ABS, на миг отпускать педаль и корректировать траекторию. Ну а прицеп с тормозами выдал среднее замедление около 7,7 м/с2, останавливаясь через 22– 23 м. Итак, с прицепом без тормозов автопоезду для остановки потребовались лишние 10 м. Иными словами, когда «активный» уже остановился, «пассивный» шел со скоростью около 10,4 м/с, или 37,5 км/ч. Хорошо, что дорога была свободной!
А чего можно ожидать на автомагистрали с законным лимитом 90 км/ч? В этих заездах прицеп без тормозов немало «повеселил» водителя! Порой плясал так, что казалось, будто вот-вот утащит машину с дороги или обгонит ее. Водитель тормозил прерывисто, между нажимами на педаль усмиряя автопоезд. Положа руку на сердце, многие ли готовы так действовать? Итог рискованных опытов – не тормозной, а, скорее, общий остановочный путь 89 м!
С прицепом, снабженным тормозами, все гораздо проще: замедляется тягач, следом, с дымком горящей резины, – прицеп. Остановочный путь – около 50 м. Для справки: вариант с бестормозным прицепом на этой отметке еще мчался со скоростью 16,2 м/с, или 58,4 км/ч. В таких «крэш-тестах» редкий манекен «доживает до пенсии».
Каковы же выводы? С прицепом без тормозов остановочный путь значительно длиннее, чем у одиночного автомобиля, причем дополнительную опасность представляет раскачка всего автопоезда. Прицеп, оснащенный тормозами, позволяет автопоезду замедляться более эффективно и без болтанки. Стоит ли на этом экономить, решать вам.
При замедлении с 90 км/ч на отметке, где прицеп с тормозами уже стоял, автопоезд с хвостом без тормозов еще двигался со скоростью 58,4 км/ч!
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»