Aprilia Tuono 1000R: Понт-фактор
Серийных нейкедов с большими V-твинами немного: довольно «пушистый» Suzuki SV1000 – это раз, дорогой, как хороший турер, Yamaha MT-01 – это два. А вот и третий, серьезный конкурент первым двум – потрясающий Aprilia Tuono 1000R.
Можно быть потрясающим, но не стать революционным. Основой для этого итальянского родстера послужил небезызвестный спортбайк RSV1000R – он прекрасно зарекомендовал себя в соревнованиях классов Superbike и Superstock. Конструкторы не ломали головы – просто сняли с RSV весь пластиковый обвес, нарисовали насекомообразную – как у термита – фару, заменили клипоны на прямой руль и поменяли вилку Ohlins на более дешевую Showa. Вот и получите стритфайтер.
Tuono досталась от спортбайка жесткая ходовая со всеми возможными регулировками подвесок, резвый V-твин с системой впрыска топлива, а его водителю – неудобная посадка. Заменили клипоны на руль, но подножки-то оставили на прежнем месте – по-спортивному высоко закрепленные. Это к тому, что 70% веса пилота приходится на кисти рук и плечи. Конечно, не поза вареной креветки, а-ля «джиксер», но и не классическая посадка. Сидение от RSV1000R инженеры Aprilia менять не стали и перенесли на Tuono тонкую и жесткую, как пережаренная отбивная, площадочку. (Про удобство пассажира вообще умолчу.)
Принесенный в жертву комфорт пилота с лихвой компенсирует отличная управляемость нейкеда. Повороты он проходит уверенно, легко перекладывается. И что воодушевляет – быстро. Это – на трассе. А на треке? В погонялках по мотодрому RSV (не могу не вспомнить донора органов) все же удобнее: с клипонами проще свешиваться в крутых поворотах, а за небольшим обтекателем можно укрыться при разгоне на прямой.
1000-кубовая V-образная инжекторная «двойка» V60 Magnesium, картер которой из магниевого сплава, не просто ускоряет байк, а почти выстреливает его. Динамика впечатляюща: цифровой спидометр (это при том, что он очень точный и чуткий – фиксирует даже скорость 1 км/ч, когда Tuono катишь, толкая руками) не успевает менять показания: когда выкручиваешь ручку газа, после 10 сразу выпрыгивает 70, а потом 110, 140, 160 км/ч. Ветрозащита отсутствует как класс (хотя конструкторы Aprilia и продували мини-обтекатель термитной мордочки в аэродинамической трубе, он все равно низко эффективен). И это напрягает: поток воздуха отрывает тебя от руля, и кажется, будто разгон – быстрее не бывает. На самом же деле «литровые» спортбайки с рядными «четверками» разгоняются быстрее.
Большой итальянский твин, вопреки худшим ожиданиям, в тесте не болтался, как древний токарный станок ДИП-100, а работал мягко и почти не вибрировал в
алюминиевой раме. На высоких оборотах (их мотор «любит» больше, чем средние) ощущается приятная дрожь, которая словно подсказывает: «Чуешь, в чем сила и харизма? Это тебе не 4-цилиндровая «болгарка», воющая, как койот в агонии. Вот она – порода V-твина!» Правда, на низких оборотах мотоцикл ехать «отказался», и наотрез. Про движение в режиме, когда стрелка тахометра в зоне «до 3000 об/мин», можете забыть: в этих пределах двигатель глохнет. Его ленца особенно поразила на контрасте: в день теста «термита» я поездил и на новом Honda Transalp. Так вот его мотор тянул и трудолюбиво пыхтел даже на 2000 об/мин. Пересел на Tuono – пару раз движок подавился. Получите неприятность!
Два V-образных двигателя – а какая разница!.. Зато стоит раскрутить мотор «итальянца» до 7000 об/мин, как мотоцикл прет, как в последний раз – быстро, даже молниеносно. Такой двигатель – провокатор: сложно передвигаться на Tuono медленно и спокойно, ручка газа пребывает в постоянном движении, а мотоцикл – в нескончаемом разгоне.
А тормозит даже лучше, чем ускоряется. Ну, не мудрено: передние радиальные и задние обычные скобы Brembo – эталон тормозных систем. Но вот после сорока минут в трековом темпе задний тормоз нагрелся и стал чрезмерно «кусачим» и наконец прихватывал-таки тормозной диск слишком резко. Я не в обиде – к этой особенности нетрудно привыкнуть.
V-образник узкий и легкий, на нем нет бокового пластика – он сух и поджар. Однако, как ни странно, это не делает Tuono особо пронырливым в автомобильных пробках. Потому что руль, тот, что здесь, шире клипонов. Вот и выходит, что просто спортбайки с рядными «четверками» пролезают там же, где и «итальянец». Не той он «проходимости», на которую вроде бы рассчитываешь.
Приборная панель – в фирменном стиле Aprilia. Наверное, итальянские дизайнеры после тяжкой работы над силуэтом нейкеда (а он, соглашусь, красив) притомились – и на приборке отдохнули. Точно такие же приборы и у Aprilia Pegaso, и у SL750, и, само собой, у RSV: все тот же доминирующий стрелочный тахометр, тот же прямоугольник цифрового дисплея спидометра, то же разнообразие контрольных ламп и, конечно, супернавороченный бортовой компьютер, который не уступает по сложности системам самолетов класса «бизнес-джет». Разумеется, все это премиум-класс! Но... поднадоело. И потом, от итальянского дизайна всегда ждешь нового и большего.
Описывать все функции «умной» приборки не стану – их слишком много. Скажу о главной: электронном ограничителе оборотов двигателя. На тестируемом экземпляре «удавка» установлена на 7500 об/мин. Их вполне достаточно для городской езды. Но при желании диапазон запрета можно изменить – несколькими нажатиями кнопок.
Внимание к деталям, до мелочей проработанная эргономика – это стало приличествующим свойством итальянских мотоциклов: пилоту должно быть удобно даже в неудобном седле такого, как этот, жесткого нейкеда. Но Aprilia Tuono не воспринимаешь как экстремальный стритфайтер в чистом виде. В нем много от того, что состоятельные мотоциклисты могли бы назвать предметом роскоши. Не потому, что он очень дорогой – здесь другие мерки: это редкий, почти эксклюзивный мотоцикл (вы часто встречали такой байк на улицах?). Все в Tuono качественно и богато: изысканные легкосплавные колесные диски, богатые подвески и тормоза, надежный двигатель, изящные руль и органы управления, превосходный рулевой демпфер... Ключ зажигания – и тот «хай кволити». Подгуляла лишь одна мелочь – «не туда» приляпана кнопка включения поворотников. Ее присобачили так низко от левой рукоятки, что вместо нее регулярно нажимаешь кнопку звукового сигнала. Вдоволь набибикавшись за целый день катания, я так и не привык дотягиваться до включателя поворотников.
Один неглупый малый любил говаривать: «Не люблю практичные вещи – они скучны». Aprilia Tuono – абсолютно непрактичный мотоцикл, и именно тем не скучен. Не самый удобный, совсем не экономичный, жутко дорогой.Красавец нейкед создан для одного – ублажать высокие запросы владельца и как собственника, претендующего на некий престиж, и как водителя с претензией на высокий ездовой класс. Едва ли кто-то в России покупает Tuono исключительно для адского отжига – для этого существуют другие варианты, гораздо более дешевые.
И еще одна фишка. Aprilia Tuono 1000R, видимо, первый в мире нейкед, у которого не видно ни одного фрагмента двигателя. Представляете, приходите в стриптиз-бар, чтобы полюбоваться телом танцовщицы, а она выходит к шесту в строгом костюме и не обнажается до конца номера! Обидно... Но, знаете, встречаются девушки, которые и в одеждах желанны. Aprilia Tuono – из таких: хорош и в «костюме». Фирменная Италия!
Мотоцикл на тест предоставила компания «Макс Моторс», г. Сочи.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Модель Aprilia Tuono 1000R
Год выпуска 2006
Габариты, мм 2070х800х1200
База, мм 1410
Сухая масса, кг 185
Высота по седлу, мм 820
Объем топливного бака, л 18
ДВИГАТЕЛЬ
Тип 2-цилиндровый, 4-тактный, V-образный
Рабочий объем, смз 997,6
Макс. мощность, л.с. при об/мин 133/9500
Макс. крутящий момент, Н.м при об/мин 96/8750
ТРАНСМИССИЯ
Коробка передач 6-ступенчатая
Главная передача цепью
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама алюминиевая, пространственная
Передняя вилка: телескопическая Showa, перевернутого типа, с регулировками сжатия, отбоя и предварительного натяга пружины.
Задняя подвеска: маятниковая, с моноамортизатором Sachs, с регулировкой сжатия, отбоя и предварительного натяга пружины.
Передний тормоз: два плавающих диска Æ 320 мм, 4-поршневые скобы
Задний тормоз: один диск Æ 220 мм, 2-поршневая скоба
Передняя шина 120/70 R 17
Задняя шина 190/50 R 17