Mazda3: Прощай молодость
Вряд ли в компакт-классе найдется другой автомобиль с такой же противоречивой репутацией. Одни боготворят Mazda3 за озорной характер и атлетичный молодежный дизайн, другие терпеть не могут за то, что ее владельцы частенько ведут себя на дороге как конченные отморозки: подрезают, моргают фарами, ездят «шашечкой», провоцируют аварийные ситуации. Существует даже устойчивый социальный стереотип (разумеется, в головах тех, кто на Mazda3 не ездит), будто покупатели Mazda3 – это поднакопившие деньжат бывшие владельцы вазовских «девяток». Вчера – «девятка» с глухой тонировкой, тренировочный костюм adidas, бритый затылок, барсетка, пиво, подъезд, семечки; сегодня – Mazda3, прикид в стиле casual, iPhone, сушики, виски-кола, тусовки в Симачев-баре.
Как и всякий стереотип, этот отражает лишь наиболее яркий фрагмент реальности, пытаясь экстраполировать его на явление в целом (в данном случае на круг покупателей Mazda3). В действительности же среди владельцев Mazda3 можно увидеть самых разных людей, и далеко не все они выросли из дворовой шпаны и хамят на дороге. Но тренд, если так можно выразиться, налицо: молодые, независимые и дерзкие встречаются за рулем Mazda3 чаще остальных. Стратеги из компании Mazda об этом, конечно же, знают и делают все возможное, чтобы угодить своей целевой аудитории. А аудитория эта на месте не стоит. Она взрослеет и развивается. За те пять лет, что разделяют два поколения Mazda3, в жизни ее покупателей многое изменилось. Некоторые из вчерашних молодых и дерзких обзавелись семьями, кто-то получил продвижение по службе и перешел в иное сословие со своими автомобильными традициями, другие просто перебесились и остепенились – бурная молодость сменилась отрезвляющей зрелостью, потребительские акценты подверглись возрастной корректировке.
Теперь понятно, почему новая Mazda3 просто обязана была стать комфортнее предыдущей? У многих людей с возрастом потребность в комфорте увеличивается скачкообразно, поэтому улучшение плавности хода, снижение уровня шума, повышение безопасности и придание интерьеру премиум-шарма стали главными направлениями развития модели. Проще говоря, разработчики готовы были расшибиться в лепешку – лишь бы вчерашние «горячие головы» не пересели из «трешки» Mazda в «трешку» BMW.
Степень новизны
А можно ли считать Mazda3 образца 2009 года полностью новым автомобилем, как этого хотят его создатели? На сто процентов – нет. Платформа, в сущности, осталась прежней, той самой, что используется в Ford Focus II и Volvo C30/S40/V50/C70, но кузов практически полностью новый, так что владельцы прежних «трешек» вряд ли испытают в новой машине чувство дежавю. Во всяком случае, ощущение новизны при первом знакомстве будет стопроцентным, а разве не это главное? Для менеджера в автосалоне, конечно, да – это поможет продать ему побольше машин. Но опытный владелец Mazda3 быстро вычислит в новой машине дурную наследственность, от которой невозможно было избавиться в рамках старой платформы. Речь, прежде всего, идет, конечно же, о пространстве для ног задних пассажиров: по этому показателю Mazda3 была и остается в арьергарде класса С.
Еще одна наследственная слабость – бензиновый двигатель объемом 1,6 л. Его блеклые тяговые возможности никак не вяжутся с динамичным образом Mazda3, обрекая водителя на комплекс неполноценности. 105 л.с. для машин этого класса уже маловато – многие конкуренты предлагают сегодня при том же рабочем объеме 120 и более лошадиных сил. С 2-литровым 150-сильным мотором Mazda3 едет, конечно же, веселее, но и стоит дороже.
Больше всего повезло, как обычно, европейцам. Они смогут приобрести Mazda3 с новейшим 2,2-литровым турбодизелем, развивающим в зависимости от степени форсировки 150 или 185 л.с. Те, кто ездил на 185-сильной версии, утверждают, что ждать версии MPS нет никакого смысла, поскольку турбодизель наделяет «трешку» просто космической динамикой.
Увы, к нам дизельные версии в обозримом будущем поставляться не будут, а потому во время португальской презентации новой Mazda3 я сосредоточился на знакомстве с бензиновыми версиями.
Начинка и топпинги
Но сначала немного об интерьере. В архитектуре панели приборов появился дополнительный козырек, приютивший два небольших дисплея: на одном отображаются режимы работы аудиосистемы и климатической установки, на другом – карта навигационной системы. Да-да, теперь «трешку» можно оснастить навигацией, в том числе и в России. Работает «поводырь» быстро, но не всегда правильно (за четырехчасовой маршрут он совершил две довольно грубые ошибки, которые могли бы при неудачном раскладе вылиться в приличный штраф), а картинка на экране слишком мелкая – оперативно разобраться в хитросплетениях многоуровневых развязок невозможно.
Если системы навигации в машине нет, то на месте цветного экрана с картой - монохромный дисплей бортового компьютер.
На центральной консоли взгляд приковывает огромная посеребренная шайба прокрутки аудофайлов. Честно говоря, немного странно, что этой простой задаче дизайнеры уделили так много места. В целом же эргономика хороша, особенно в той части, что относится непосредственно к вождению: посадка удобная, обзорность отменная, рычаг МКП под рукой, передачи переключаются четко.
Визуально салон Mazda3 выглядит дороже, чем раньше: в этом заслуга качественного пластика, имитирующего кожу, и тщательно оформленных деталей – ни одна кнопочка теперь не люфтит при нажатии.
Лучше зазвучала штатная аудиосистема, разработанная фирмой Bose, и хотя звук ее уху меломана все равно покажется искусственным, для машины такого класса салон озвучен более чем достойно.
Дополняют картину изобилия облегчающие жизнь водителя вспомогательные системы, вроде поворотных фар, освещающих притаившиеся на обочине опасности, и встроенные в наружные зеркала заднего вида световые индикаторы помех при перестроениях.
Полтора мотора и одно шасси
1,6-литровый двигатель, еще раз повторюсь, в такой машине кажется слабоватым: в городе его возможностей хватает, но на извилистых горных трассах ощущается дефицит мощности: во всяком случае, три мои попытки обогнать старенький Renault 19 не увенчались успехом. И это с ручной коробкой передач! А с 4-ступенчатым «автоматом» динамика будет еще скучнее. Дорогу Mazda3 держит великолепно, но полностью раскрыть потенциал шасси не дает мотор. Остается плестись в прогулочном темпе, наслаждаясь улучшенной плавностью хода. Если раньше подвеска скрупулезно информировала экипаж о состоянии дорожного полотна, то теперь автомобиль ощутимо потряхивает только на крупных неровностях. Рулевое управление стало чуть менее острым, но никак не менее точным. На мой взгляд, контролировать траекторию теперь даже проще, поскольку руль практически полностью избавлен от вибраций. Заметно тише стало в салоне – сказывается более щедрая шумоизоляция и аэродинамическая оптимизация кузова.
Снижение уровня шума вкупе с улучшенной плавностью хода напрямую влияет на восприятии скорости, и если раньше, разогнавшись на автомагистрали до 100 км/ч, казалось, что Mazda3 несется во весь опор, то теперь она просто лениво перемещается в пространстве.
Двухлитровый двигатель чуть шумнее, но никак не надоедлив, а его выхлоп звучит и вовсе породисто. Разгонная динамика в паре с 5-ступенчатым «автоматом» не сумасшедшая, но вполне достаточная – с обгонами проблем нет, на извилистой трассе довести штурмана до зеленого состояния можно, как показала практика, минут за семь. А все потому, что предельные возможности шасси очень высоки, и азартный водитель смело валит в поворотах на все деньги. При этом нужно сильно постараться, чтобы заставить систему стабилизации вмешаться в управление. Последнее обстоятельство связано с тем, что недостаточная поворачиваемость у новой «трешки» выражена ярче, чем прежде, и в незнакомых условиях это мешает водителю приблизиться к опасной грани потери устойчивости.
Тормоза очень эффективны и надежны, но усилие на педали тормоза крупным мужчинам может показаться слишком легким, а информативность недостаточной, зато женщинам такие тормоза подойдут идеально.
Мнения разделились
В целом, большинство коллег-журналистов сходится в том, что новая Mazda3 стала менее азартной и более предсказуемой. А вот в оценке того, хорошо это или плохо, единого мнения нет. А знаете почему? Потому что, несмотря на то, что некоторым уже пошел пятый десяток, в душе они остались юношей бледным со взором горящим. И чем физически старее такой человек, тем острее его апелляция к идеалам молодости, когда и солнце было ярче, и щи кислее, и машины честнее. Его самые эмоциональные пристрастия и привязанности – музыкальные и автомобильные – застыли в той эпохе, когда он был юным и полным сил. «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет», – как сказал один живой классик.
И вот глядя на них, и на новую Mazda3, мне кажется, что разработчики, возможно, немного недооценили тех, кто не хочет взрослеть. В современном прозападном обществе, где культ молодости возведен в абсолют, и где состариться – означает совершить самую большую ошибку в жизни, идти на поводу возрастных изменений клиента, возможно, не лучший способ ему угодить. Да, с годами человеку хочется больше комфорта и меньше, я прошу прощения, секса, дури и рок-н-ролла. Только мало кто готов себе в этом честно признаться. Умело составленные психологами анкеты заставляют людей честно рассказать о том, что им в действительности нужно, но это не имеет никакого отношения к тому, чего им по-настоящему хочется. Сумели стратеги Mazda извлечь из этой диалектики нужные выводы или нет, как водится, покажет время – российские продажи новой «трешки» стартуют в августе.
Краткие характеристики*
Силовой агрегат
бенз. 1.6 л, 5-ст. MКП
бенз. 2.0 л, 5-ст. АКП
Мощность, л.с. при об/мин
105 при 6000
150 при 6500
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин
145 при 4000
187 при 4000
Максимальная скорость, км/ч
188
210
Разгон 0-100 км/ч, с
12,2
10,6
Расход топлива, л/100 км
город
8,3
10,6
шоссе
5,2
5,8
смешанный цикл
6,3
7,6
Длина / ширина / высота, мм
4580 / 1755 / 1470
Колесная база / дорожный просвет, мм
2640 / 155
Снаряженная / полная масса, кг
1245 / 1745
1335 / 1820
* все данные приведены для машин с кузовом седан
Плюсы: великолепное шасси, качественная отделка салона
Минусы: тесное заднее сиденье, слабый 1,6-литровый мотор