Злоба дня/мото: Не мечтай о дешевизне

Злоба дня/мото: Не мечтай о дешевизне

Образование цен на новую и подержанную технику различается. «Официальные» розничные формируются под диктат производителей, однако конечная цена в салонах официальных российских дилеров может отличаться от MSRP («рекомендованной розничной цены») на 30% и больше. Многое зависит от действующих ставок таможенных пошлин, курсов валют, особенностей контрактных договоренностей с импортером и обеспечением заводских сервисных программ.

Работать с секонд-хэндом легче: продавец только продает и не берет на себя никаких дополнительных обязательств за товар после его продажи. Из года в год в стране росло число таких мотосалонов и частных трейдеров. А когда еще и банки «пошли в народ» и предложили вменяемые условия по потребительским кредитам, объем продаж мототехники – и новой, и «поездившей» – удвоился. Даже появился дефицит на некоторые популярные, в первую очередь, внутрияпонские модели.

Бизнес процветал, пока не случился межбанковский кризис – в конце сентября 2008 года. Процентные ставки по кредитам взлетели до 25–30%, и многие покупатели решили повременить с тратой наличности. В ноябре заговорили о девальвации рубля, всех напугал резкий рост курсов доллара, евро и, главное, японской иены.

– Причину ищи в Америке, – поделился наблюдениями коммерческий директор мотосалона «Драйвмото» Денис Ковалев. – Рынок Японии исторически тесно связан с экономикой США, и, когда доллар потерял позиции, иена прибавила сразу 12%. Как следствие, подскочили цены на аукционную технику, стоимость ее доставки, и в итоге – в мотосалонах возросли цены в рублях. Результат – интерес к технике с японского вторичного рынка в России упал.

И не только в России, и не только к секонд-хэнду. Поскольку до 80% всей продукции «большая четверка» (Honda, Suzuki, Yamaha и Kawasaki) экспортирует, ее заводы оказались в непростой ситуации, и долларовые цены на мотоциклы и вездеходы устремились вверх, а продажи по всему миру – вниз.

В этот момент подсуетились европейские конкуренты и их дилеры в России – два предновогодних месяца продолжалась «зимняя сказка»: на мотоциклы одного класса из Европы и Японии можно было увидеть равные рублевые ценники. Иллюстрация: если еще в начале осени, скажем, Ducati Monster 696 воспринимался непозволительной роскошью, то в начале зимы вдруг стал на 10 000 рублей дешевле дорожника Yamaha аналогичного класса.

– Мы сознательно пошли на снижение розничных цен на 10% – за счет того, что сократили свою прибыль, – прокомментировал декабрьскую ситуацию коммерческий директор официального импортера Ducati в России – компании «РусМотоИмпорт» Александр Митин, – «заморозили» их минимум до середины января 2009. Вот цены на «японцев» и догнали наши. К сожалению, расчеты разрушил продолжившийся взлет курса евро. И надо ожидать, коррекция цен в сторону возрастания неминуема.

Надо было хотя бы сделать попытки остановить падение спроса – и на потенциальных покупателей обрушился поток «вкусных» предложений и акций. Все они сводились к одному: на новые мотоциклы объявлена «последняя цена». Однако клиент не поверил, затаился и ждал еще больших благ после Нового года. Логика обывателей понятна: раз мы ничего не покупаем и продажи не идут, продавцы уступят еще больше, скажем, устроят распродажу, как в 2001 году, – по закупочным. Ожидания не оправдались – «слива» техники не последовало. Стало ясно: дальше жди только рост.

Потом доллар шагнул «хорошо за 30», а евро – «за 40» рублей. Часть покупателей секонд-хэнда встрепенулась – поспешила вложить деньги в технику, дабы, если упустить момент, не потерять больше. Многие успели приобрести мотоциклы по декабрьским ценам: из салонов в момент исчезли все дорогие модели и макси-скутеры представительского класса. Но другая часть вовсе отказалась от мысли о покупке мотиков.

Первым на скачок курсов, еще 1 декабря 2008, отреагировало российское представительство Yamaha – отпускные цены на все модели возросли на 7–15%. Конкуренты попытались извлечь выгоду из этого, сыграли ва-банк – объявили о «замораживании» цен до конца января. Импортеры пошли на серьезный риск – сократили собственную маржу, исключительно ради того, чтобы не отпугнуть покупателя переписанными ценниками и в конечном счете сохранить объемы продаж. Это был смелый шаг, ведь Центробанк РФ гарантировал сдерживание бивалютного коридора только до конца декабря, и импортеры очень надеялись, что политика сдерживания сохранится и позже. Но чуда не произошло…

Как изменится ситуация весной 2009 года?

Руководитель отдела продаж мототехники Honda Motors Co. в России Олег Снаговский осторожен в прогнозах:

­­­­ – Сейчас потребители опасаются вкладывать деньги в дорогостоящие вещи. Выручка у продавцов стремится к нулю, и дилеры терпят финансовые затруднения, ощущают дефицит оборотных средств (до кризиса их можно было получить в виде кредитов, однако сейчас их банки не выдают). Отсюда практически все торгующие компании вынуждены сокращать заказы на покупку товара у производителей – расплачиваться нечем. Наконец, «давят» макроэкономические показатели, продолжает «падать» рубль… Ничего не поделаешь: рублевые цены на мототехнику будут расти, сомнений в этом нет.

– Вместе с Honda мы делаем все возможное, чтобы этот процесс был наименее болезненным для клиентов, – продолжил директор мотонаправления компании «Аояма Моторс» – старейшего партнера Honda в России Александр Таривердиев. – Действия Honda очень логичны. Концерн выводит средства из имиджевых проектов, не связанных напрямую с продажами, например из автомобильного чемпионата мира «Формула-1». За счет этого за последние три-четыре месяца, когда курс доллара возрос на 25%, Honda подняла цены лишь на 12%. Представительство в России взяло на себя часть нагрузки. Мы же, в свою очередь, расширили ассортимент «бюджетных» моделей мототехники. Модели 2008 года, которые еще оставались на складах, до февраля 2009-го продавали по осенним ценам.

И сформировалась тенденция, – продолжает Александр Таривердиев, – покупатели переключились с люксовых, непрактичных мотоциклов на «шестисотки», в основном, городские нейкеды, а также макси-скутеры и легкие эндуро.

Сейчас можно говорить об основных тенденциях, которые будут господствовать в 2009 году на моторынке России. Компании-продавцы строят осторожные планы: объем продаж – не выше 70% от показателей предыдущего года. Существенно сократится реализация мотовездеходов (на снижение интереса к импортным четырехколесникам скажется еще и введение новых таможенных пошлин на автомобили – с 12 января они увеличены на 5%: законодательно ATV относят к категории авто), спортбайков с объемом двигателя более 750 см3 и тяжелых туристических мотоциклов.

В секторе торговли секонд-хэндом не лучше. Денис Ковалев из компании «Драйвмото» не скрывает обеспокоенности:

– Во-первых, покупатели стали избирательно подходить к выбору мотоциклов: «хлам за копейки» сегодня никто не заказывает. Во-вторых, в сложившихся условиях не все салоны выживут, объемы продаж сократятся, а выжившие, чтобы компенсировать возросшие затраты, неминуемо поднимут цены – состоявшемуся покупателю придется доплачивать за тех десятерых, что отказались от новых «колес»…

Единственное, что обнадеживает, – оперативная реакция американского рынка: на появление моделей 2009 года «вторичка» Соединенных Штатов ответила беспрецедентным снижением цен на мотоциклы 2006–2008 годов выпуска – до 20% относительно цен в Японии. И это пока сдерживает волнообразный рост рублевых цен на заказной секонд-хэнд. Как считают эксперты, «американские» цены не изменятся в ходе сезона.

Однако в целом цены в рублях по отношению к нынешним точно не упадут. Другое дело, если прислушаться к словам Олега Снаговского из Honda Motors Co: «высокая цена» и «низкая» – понятия относительные.

– Первое время потребители будут шокированы. Затем оцепенение пройдет, и к новым ценникам все привыкнут – продажи возобновятся в прежнем объеме.

Такое допущение справедливо лишь при одном условии: если у покупателей будут деньги, стабильные доходы.

А сейчас можно посоветовать только одно: если вам совсем невмоготу без мотоцикла, то не тяните с покупкой – позже будет только дороже.

Мото.Зр.Ру

Подпишитесь на «За рулем» в