Безопасность там и тут
Европейцы – ребята нервные. Рост цен на 0,1% или вид припорошенного первым снежком авто вызывают у них стресс и желание пойти на демонстрацию. Интересно, в какой бы шок повергло их сообщение о том, что за год на дорогах одной страны может погибнуть население целого государства типа Лихтенштейна?
В России же давно отвыкли удивляться. Лихтенштейном больше, Лихтенштейном меньше – нам по барабану: как ездили, так и будем ездить. Причин тому может быть две – то ли у нас нет условий для нормальной езды, то ли мы генетически не способны нормально ездить. Какая из версий правильная?
Глядя на фото, сделанные «у нас и у них», трудно понять, зачем мы идем каким-то своим путем, упорно не желая перенимать положительный опыт соседей. И это в равной степени касается как организаторов движения, так и его участников. Нашу отсталость по части автомобилизации страны не компенсировать тем бешеным темпом, с которым мы ломимся в автосалоны, сгребая из них все подряд. Ведь для покупки автомобиля нужны всего лишь деньги, а вот для совместного с ним «проживания» – нечто большее. Воспитанные люди называют это культурой.
К сожалению, становлению культуры часто способствует банальный прием – все те же деньги. Запад принял однозначное решение: хочешь ездить на машине – твое право. Но имей в виду: приоритет – общественному транспорту, а ты изволь заплатить за все – за парковку, за въезд в центр, за нарушения правил. Да так заплатить, чтобы в следующий раз подумал, нужен ли тебе автомобиль вообще?
Это – работает! Это – логично. А в чем наша логика? Объявить войну троллейбусам и трамваям? Дать негласную отмашку дикой парковке на остановках и тротуарах? Открыть в центре новый супермаркет без намека на стоянку? Построить новенькую кольцевую дорогу, ненароком позабыв про разгонные полосы?
Нет, наша логика – какая-то особенная… И в низах она воспринимается не иначе как разрешенная сверху вседозволенность. Мол, мы творим на дорогах все, что хотим, а тебе – слабо? Нет, не слабо – к сожалению… И мы прем сквозь красный свет на забитые перекрестки, объезжаем по обочинам неповоротливые пробки, минуем по встречке очередь к закрытому шлагбауму, а на свободе превышаем дозволенную скорость в несколько раз. Ремень безопасности при этом торчит в замке, огибая сзади спинку сиденья – чтоб не раздражал индикатор на панели…
Наверное, подобным образом кто-то протестует против мигалок, блатных номеров, дорожных поборов, разбитого асфальта и идиотских знаков. Дескать, наведите порядок, а потом требуйте – это будет справедливо! Но есть и другие, для кого подобная езда – просто норма жизни. Эти понимают только язык наказаний. Но в итоге решение проблемы имеет общее название: Закон для всех. Сегодня на наших дорогах его фактически нет, что бы не говорили чиновники.
Отсюда и Лихтенштейн с траурными ленточками.