СПЕЦТЕСТ Пробег на север: Без Деда, но с Морозом
Французский лев на синем капоте от мороза за тридцать словно съежился. Японский кристалл, похоже, готов треснуть. На головном уборе чешского индейца перья, кажется, поднялись выше обычного. Оленю тоже не слишком комфортно, хотя уж он-то лучше остальных приспособлен к такому климату. Даже двери открываются с каким-то зловещим потрескиванием. При такой температуре знакомая машина становится какой-то другой. Ну что же, сами напросились.
ИМ ЗДЕСЬ ЖИТЬ
Спор о приспособленности иномарок к российской жизни закончился, стоило им распространиться по всей стране. Да и понятие «иномарка» сильно изменилось. Не только «Волга-Сайбер» (в девичестве «Крайслер-Себринг»), но и «Шкода-Октавия» собраны у нас, «Пежо-308» планируют выпускать под Калугой. Может, и популярный «Мицубиси-Лансер» получит российское гражданство? В любом случае французская и японская машины и сейчас вызывают большой интерес, что наш пробег, кстати, подтвердил. Чтобы ответить на самые частые вопросы вам и себе, мы спозаранку выехали из столицы.
Задачу поставили еще осенью: протрясти автомобили на зимних дорогах и окунуть в настоящие русские морозы. Кажется, чего легче? Однако ни декабрь, ни даже январь не гарантировали устойчивых холодов. Испытатели неделями отслеживали прогнозы Гидрометцентра! А холода наступали невпопад либо издевательски обходили намеченный маршрут стороной. Но свершилось, наконец: подернулись ледяными узорами стекла, запарили, оставляя на бамперах изморозь, выхлопные трубы. Из Москвы мы стартовали лишь в начале февраля. Ничего, эта зима в России не последняя – опыт пригодится! Маршрут: Москва – Кострома – Великий Устюг. На круг выйдет побольше 2000 км. А еще задумана пара специальных тестов...
ИСПЫТАНЫ РОДИНОЙ
Когда термометры в машинах с московских –21 oС за Переславлем-Залесским опустились ниже –27 oС, мы обрадовались: «То, что надо!». Вот и первая проверка систем отопления и вентиляции.
Но пробег без интриги – слишком пресно. Дороги, снег, лед и прочие колдобины присутствуют, однако природа решила продемонстрировать свою власть над прогнозами: Кострома встретила всего-то 10-градусным морозцем, а резиденция Деда Мороза – чуть ли не оттепелью. Изучать возможности отопителей при –2 oС в наши планы не входило. Оставалось только надеяться, ждать и копить дорожные впечатления.
Загруженность узкой трассы между Ярославлем и Костромой компенсируется бдительностью поста ДПС, где неторопливо проверяют весь «пакет документов». Интересно, инспектор вправду не знает, что в заляпанности номера «Пежо» грязью не только наша и французских конструкторов вина (номер висит низко), но отчасти и его? Ведь обязанность ГИБДД еще и следить за состоянием дорог, превратившихся на этом участке в густое грязное месиво из песка, снега и соли.
[caption id="attachment_219036" align="aligncenter" width="150" caption="«ПЕЖО-308»: Средний расход топлива 7,3 л/100 км.
ПЛЮС: Уверенный пуск, хорошая, добротная подвеска.
МИНУС: Неудобная посадка на рабочем месте, посредственная вентиляция."]
[/caption]Довольно приличные дороги в Костромской области соседствуют с отвратительными. Состояние «шоссе», ведущего к усадьбе драматурга Островского, где теперь, говорят, обитает Снегурочка (новогодняя тема заразительна!), сдается, хуже, чем при хозяине, известном непримиримостью к косности. Лесовозы превратили дорогу в подобие прифронтовой рокады из фильмов о Великой Отечественной. Но машины, как и люди, ко многому привыкают. Немного осторожности, побольше внимания – и даже «Пежо» с его низким «клювом» (как, впрочем, и «Сайбер» с глушителем, висящим у земли) с честью выезжает на более цивилизованное шоссе.
Чем дальше на север, тем меньше машин, реже попадаются АЗС (выбираем внушающие доверие и заправляемся под завязку) и посты ГИБДД, чище дороги. Сначала кончается соль, потом и песок. Укатанный грейдерами снег и лед выглядят в лучах зимнего солнца куда наряднее, хотя и требуют, конечно, повышенного внимания.
КАК СИДИТСЯ, ТАК И ЕДЕТСЯ
[caption id="attachment_219038" align="aligncenter" width="150" caption="«ВОЛГА-САЙБЕР»: Средний расход топлива 9,7 л/100 км.
ПЛЮС: Мощный отопитель, автомобиль комфортен.
МИНУС: Плохой пуск в мороз, неудобный вход-выход, сильная раскачка кузова на плохих дорогах и высокой скорости."]
[/caption]Наше мышление полно стереотипов. «Октавию», например, отечественным автомобилем, как ни убеждай, не воспринимают. А к «Сайберу», даром что «американец», повышенный интерес именно как к своему. Он порой прямо лоснится в лучах пристального внимания. Двигатель 2,4 л да еще автомат!
Мы в очередной раз по достоинству оценили безразмерный багажник, в котором, кажется, легко поместится скарб всех экипажей. А вот салон на фоне внешних габаритов совсем не просторный. По подвеске и шуму эта «Волга» комфортна, но уж очень она прожорлива (особенно на фоне машин с моторами 1,5–1,6 л).
Но чтобы «Волге» с ее аппетитом не было обидно, «Лансер» быстро приобретает ярлык «самый шумный», «Пежо» – «холодный» (хотя это и не совсем так). «Шкода» долго ускользает от критики, но и ее, самую, пожалуй, последовательную и продуманную, в конечном счете нашлось в чем упрекнуть.
Попытаемся оценить автомобили более обстоятельно именно в условиях долгой зимней дороги.
В повседневной городской суете можно свыкнуться с любой, даже самой вычурной посадкой. Иное дело, когда не вылезаешь из-за руля несколько часов. К концу первого дня «Октавия» по качеству седалищных ощущений стала общепризнанным авторитетом. Большая, удобная подушка и высокая, правильно спрофилированная спинка с умеренной боковой поддержкой хороши. Зато не всем нравятся узкие, как бойницы, наружные зеркала или слепые и какие-то унылые пиктограммы на центральном дисплее (дорестайлинговая машина!). Но что в «Шкоде» усаживаешься удобно и надежно, отмечают все.
[caption id="attachment_219037" align="aligncenter" width="150" caption="«МИЦУБИСИ-ЛАНСЕР»: Средний расход топлива 7,3 л/100 км.
ПЛЮС: Надежная подвеска, удобные сиденья и органы управления.
МИНУС: Шумные система выпуска и подвески на мелких неровностях, недостаточно эффективная (при температуре ниже –25oС) система отопления."]
[/caption]«Лансер» и «Сайбер» разделяют команду на два лагеря, признающих, правда, что оба в дальней дороге в целом удобны. «Японец» ярче, эмоциональнее, напористее. Конечно, сиденье «Мицубиси» немного уступает шкодовскому, в основном из-за размеров подушки и спинки, но, тем не менее, позволяет устроиться надолго и всерьез. В «Волге» давит низкий дверной проем, мешает огромное рулевое колесо, словно перекочевавшее из прошлого. Ну а сиденье… Оно как-то теряется на фоне остального, и лишь когда пытаешься выйти из машины, вспоминаешь, что в бесхитростных объятиях чувствовал себя неплохо. А вот подняться с низкой подушки непросто.
О «Пежо-308» можно долго спорить: красивый автомобиль, эмоциональный снаружи и внутри. Жаль, сидеть не очень комфортно, в первую очередь из-за утлых подушки и спинки (последняя к тому же лишена должного поясничного подпора). Вдобавок и посадка своеобразная: к отрегулированному рулю приходится тянуться куда-то вверх. А опускаешь баранку – подрезает приборы, да и протискиваться под ней неудобно.
Самого гулкого выделить несложно – на крейсерских 100–120 км/ч выпускная система «Лансера» назойливо «ездит по ушам». В унисон ей шумят подвески, особенно задняя, очень бурно реагирующая на мелкие неровности. Остальные авто по этому параметру явно комфортнее. Бывает, и они дают дрозда, недовольно взревывая, например, на обгонах. Но в установившихся режимах все же сдержаннее, интеллигентнее.
Расстановка сил по критерию «плавность хода» заметно меняется, когда на дороге появляются серьезные ямы и колдобины. Здесь «Сайбер», в обычной жизни мягкий и комфортный, вдруг начинает козлить и раскачиваться, вызывая чуть ли не приступы морской болезни. Полная противоположность – грубоватый «Лансер». Он, наоборот, становится непробиваемым, прекрасно демпфирует самые неожиданные сюрпризы северных дорог. В этой способности ему отчасти уступает даже «Октавия», которая стремится быть удобной во всем. На хорошей дороге ей это определенно удается, но на ухабистой слышно, как в работу вступают ограничители хода подвесок, а затем и кузов начинает раскачиваться интенсивнее, чем хотелось бы.
Так мы и спорили бы, какой автомобиль правильнее держит дорогу, но в дискуссию неожиданно вмешался нежный с виду 308-й. Кто бы мог подумать, что его подвески окажутся совсем не плохо приспособленными к дорогам российской глубинки! Плотные и упругие, поначалу они кажутся самыми обычными, европейскими, похожими по характеристикам на шкодовские. Но, оказывается, есть в них то, что позволяет «Пежо» не бояться глубоких волн и прочих сюрпризов. Автомобиль вроде бы приседает, подпрыгивает, но его словно удерживает мощная пружина, оберегающая от пробоев и вертикальной раскачки. В целом же все машины ведут себя прилично. Утомительнее других «Сайбер», а комфортнее, пожалуй, «Пежо».
БЛИЖЕ К ПЕЧКЕ
Великий Устюг встретил симпатичными улочками, сувенирами с местного завода серебряных изделий, хорошей гостиницей с отменной (и дешевой!) кухней и... температурой чуть ниже нуля. Посему для начала занялись фарами, ну и, конечно, несмотря на давно прошедшие праздники, съездили-таки к Деду Морозу. Дедушка, как сообщило местное телевидение, гостил в Киргизии, но за вход на его территорию все равно просили по 460 рублей с носа! Поскольку наплыва посетителей не было, скучающий охранник предложил: по полторы сотни мимо кассы. Нам и это показалось нахальством, тем более на фоне остальных местных цен. В общем, что там за бревенчатыми дедовскими стенами, мы так и не узнали. Зато мороз пришел, да какой: за ночь температура упала до –18 oС, за день еще градусов на восемь, а к следующему утру до –33 oС!
Дождались! А то пришлось бы позорно ретироваться и доделывать запланированное дома (в Москве, кстати, вскоре тоже наступила оттепель). Температура падала на глазах! За час, пока измеряли эффективность отопления «Волги», свалилась на 3–4 градуса. Но для сравнения это не очень существенно, тем более что «Сайбер» не просто теплый – горячий автомобиль! Правда, даже при положении распределителя «стекло – ноги» в головах водителя и пассажира заметен значительный температурный перевес в ущерб комфорту: лицу горячо, ногам холодно. Это, кстати, поняли еще в дороге. Тем не менее только у «американца» при 30-градусном морозе почти не обмерзали стекла, за что его из «прожорливого» переименовали в «знойного». В колонне тут же начались разговорчики, что между этими двумя особенностями есть прямая связь: львиная доля бензина, дескать, уходит как раз на прогрев салона. Злословили, наверное, из зависти...
[caption id="attachment_219039" align="aligncenter" width="150" caption="«ШКОДА-ОКТАВИЯ»: Средний расход топлива 7,4 л/100 км.
ПЛЮС: Удобная посадка на рабочем месте, сбалансированные ездовые возможности.
МИНУС: Недостаточная для плохих дорог энергоемкость подвесок, невыразительная в холода система отопления и вентиляции."]
[/caption]При статичном прогреве (см. графики) на стоянке возможности отопителей «Лансера» и «Шкоды» примерно одинаковы. В движении немного по-другому. При промежуточном положении регулятора потоков («стекло – ноги») «Мицубиси» явно стремится большую часть тепла направить вниз, «Октавия», наоборот, активнее греет верхнюю часть салона. Уравнивает машины его величество Мороз. Когда начинают сильно обмерзать стекла, включая ветровое, не до комфорта: приходится направлять поток то на ноги, то на стекла.
«Пежо-308» по отоплению самый странный. На стоянке большую часть тепла почему-то передает ногам правого заднего пассажира. Галантность? Хуже, что при температуре чуть ниже –20 oС верх ветрового стекла заметно затягивает инеем, а в боковые передние видны лишь зеркала. При более высоких температурах (–18...–15 oС) ощущался дискомфорт, вызванный скорее вентиляцией, нежели отоплением: в салоне жара, но боковым стеклам (даже передним) далеко до прозрачности. Короче, в этом тесте у «Пежо» последнее место.
ЗАМОРОЖЕННЫЙ
Помните эту комедию, в которой человека извлекают из глыбы льда, а затем оживляют? С утра, когда на градуснике высветилось –33 oС, пробег приобрел несколько авантюрный оттенок. Заведем? Машины, которые встали на холодную стоянку в середине предыдущего дня, вымерзли на совесть. Утром нас встретили четыре глыбы льда.
«Пежо», словно желая реабилитироваться за нелады с отоплением, ожил сразу, как будто и не замерзал. Горазды все же французы преподносить сюрпризы!
«Октавия» и «Лансер» не то чтобы капризничали, но завелись с ленцой, заставив слегка понервничать.
«Волга-Сайбер» вовсе не подала признаков жизни: аккумулятора хватило лишь на две короткие попытки. Виноват, видимо, автомат, вернее, не очень подходящее масло, залитое в него на заводе. К слову, уже при –20 oС стартер крутил небойко. «Прикурить» не удалось: стартер ни в какую не развивал нужных оборотов. Оттащили глыбу льда, то бишь «Сайбер», в относительно теплый бокс, там отогрели и оживили.
ПРОВЕРЯЕМ! ДОВЕРЯЕМ?
Путь домой всегда короче, тем более без продолжительных остановок. Постепенно отдаляемся от разбитых и обледенелых дорог, да и показатели бортовых термометров потихоньку растут.
Сделать машину для огромной страны с самыми разными условиями эксплуатации, конечно, непросто. Тем более что наши требования растут, как, впрочем, и цены. Очевидно, все испытуемые не лишены недостатков. Скажем, конструкторам «Пежо» для прочной прописки своих машин в России неплохо бы усовершенствовать отопление и вентиляцию, поколдовать над посадкой. «Мицубиси-Лансер» на морозе тоже не эталон, вдобавок явно грубоват и слишком шумный, да багажник у него маловат для дальней семейной поездки. К «Шкоде» претензий минимум (хотя холод и плохие дороги она недолюбливает), вот только улучшить ей обзорность определенно не помешало бы. Ну а «Сайберу», чтобы сделаться по-настоящему российским, нужно самое пристальное внимание производителей. Хорошей «нашемаркой» стать нынче нелегко, тем более что это давно и совсем неплохо получилось у иных «ино».
СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ
При каких температурах вам доводилось пускать двигатель?
13% - до минус 20 оС
37% - до минус 30 оС
50% - ниже минус 30 оС
ДИНАМИКА ТЕМПЕРАТУРЫ В САЛОНЕ АВТО
Для измерений автомобили вымораживали вместе с регистраторами температуры, установленными в голове и в ногах водителя и заднего правого пассажира, до –11...–14 oС. Перед пуском двигателя включали вторую скорость вентилятора, регулятор распределения потоков устанавливали в положение «стекло – ноги», а температуру – на максимум; решетки воздуховодов на центральной консоли закрыты. После пуска автомобиль работал на холостом ходу (режим прогрева) 30 минут.
1-е место «Волга-Сайбер»; 2 и 3-е место «Мицубиси-Лансер» и «Шкода-Октавия»; 4-е место «Пежо-308»
ГРЕЙ И СМОТРИ
Чтобы определить, в какой машине лучше работает вентиляция, направленная на обогрев ветрового стекла, и прогреваются зеркала, использовали тепловизор Fluke Ti25 (www.fluke.ru). Этот прибор позволил увидеть спектр недоступного человеческому глазу теплового (инфракрасного) излучения. Чем теплее, тем краснее. Измеряли при наружной температуре –2 оС. Это не –33 оС, но картина получилась любопытная и четкая. Лидер, безусловно, «Пежо». «Лансер», увы, последний.
1-е место «Пежо-308»
2-е место «Волга-Сайбер»
3-е место «Шкода-Октавия»
4-е место «Мицубиси-Лансер»
СИЛА СВЕТА
В целом все фары работают хорошо, но разница есть. Лучший световой пучок формируют фары «Волги» и «Мицубиси». Они отлично «прорисовывают» правую обочину и даже на ближнем хорошо светят вдаль. У «Пежо» ближний свет тоже достаточно широкий, а вот в длину слабоват. Ну а самый посредственный свет фар продемонстрировала «Октавия».
БЛИЖНИЙ СВЕТ - ДАЛЬНИЙ СВЕТ
1 и 2 место «Мицубиси-Лансер» и...
...«Волга-Сайбер»
3 место «Пежо-308»
4 место «Шкода-Октавия»