Мнение: Автопром, соленые огурцы и джинн из бутылки
Иностранные старики не похожи на наших. С детства помню, как смешные дедушки в шортах и бабушки в помаде вылезают из экскурсионных «икарусов» и жужжат своими кинокамерами. Для меня все это было ненастоящим, неправильным. Потому что настоящие бабушки – это, конечно же, те, что сидят на лавочках возле наших подъездов или стоят в очереди к окошку сберкассы. Представить себе, как они катаются в двухэтажном автобусе по Лондону или пьют пиво в немецком ресторанчике, прямо скажем, тяжеловато. Как тогда, так и сейчас. Но ненашенские пенсионеры по-прежнему шляются по экскурсиям и распевают песни в кабачках. А самые крутые из нашенских тащатся в «жигулях» эпохи луноходов на свои шесть соток, пугая соседние ряды привязанными сверху тахтой и холодильником.
Нас это раздражает. Мы убеждены, что они то ли не умели, то ли не хотели зарабатывать деньги. И поэтому нас калачом не заманишь туда, где работали они: ни на конвейер, ни в шахту, ни на ферму. Да, наши бабушки и дедушки действительно что-то производили – от автомобилей «Москвич» до холодильников ЗИЛ. И получали за это копейки. Мы, в отличие от них, не производим ничего, но зарабатываем, однако же, гораздо больше: кто где может. Представительства «мерседесов» и «ситроенов», автосалоны, телевидение, банковские структуры, эстрада, интернет-магазины – футбол, наконец! Что и позволяет нам недовольно сигналить фарами непонятливому деду с его дурацким холодильником на крыше.
Летом ездили в Турцию – за тряпками. Их рынок – это бездонная бочка, которая заменяет собой все наши швейные фабрики, если таковые еще остались. Там – лучше и дешевле, даже с учетом перелета. Наверное, где-то у них прячется такой джинн, который днем и ночью шьет все эти дубленки, шубы, костюмы, рубашки и кардиганы. А в Китае и Гонконге – свой джинн, который штампует микропроцессоры, ноутбуки, навигаторы, телевизоры и мобильные телефоны. Хочешь заказать ему что-то особенное – не вопрос: будет гораздо быстрее и дешевле, чем в подмосковном Зеленограде.
Для наших стариков такие, как я – это посредники, спекулянты, торгаши. Им все еще хочется возрождать автопром! Хотя бы с «копейками» на конвейере – пусть, мол, будут простенькими и дешевыми. Они не понимают, что сделать их дешевыми невозможно. Дешевым может быть только то, что штампуется огромными тиражами по отлаженной технологии. У вас есть такая технология? Или хотите посоревноваться с упомянутыми джиннами? Ну-ну…
Зачем я все это написал? По одной причине: я не дурак. И, к сожалению, тоже понимаю, что без собственного производства страна загнется. Если у джинна исчезнут посреднички вроде меня, он найдет новых. А вот если исчезнет сам джинн, то где взять другого? Каким таким заклинанием вызвать его из бутылки? Я не знаю.
Конечно, сегодня все можно свалить на кризис. Или на Буша с Кондолизой. Это они виноваты в том, что какие-то непонятные события с их зеленой валютой вдруг останавливают заводы – и не в далеком Детройте, а в Калуге, Заволжье, Всеволожске и Москве. И в том, что равновесие, еще вчера казавшееся таким устойчивым, вдруг изменило очертания, превратившись из удобной впадины в крутой склон горы. Но было ли это равновесием? Теперь уже понятно, что нет.
У Салтыкова-Щедрина двух генералов кормил один мужик. Не менеджер, и даже не купец, а именно мужик! В школе мы что-то такое проходили, но ни черта не понимали. Как не понимаем до сих пор, зачем граф Толстой пахал землю. А сейчас получается, что наплевать на кризис именно тому, кто умеет пахать. Как чукче, который в своей яранге пребывает в состоянии устойчивого равновесия. Олешек пасется в тундре, костер горит, речка течет, солнце скоро взойдет – какой, однако, кризис?
Хороший отечественный автомобиль в обозримом будущем нам не создать. Но почему в наших магазинах продают австралийскую картошку, новозеландские грабли и испанские соленые огурцы? Куда пропали наши булочные с нормальным запахом хлеба? Ведь это мы запросто сможем делать безо всяких джиннов! И от этого, в отличие от поворота сибирских рек и строительства дурацких небоскребов, будет реальная польза!
А недавно прочитал, как какой-то наш олигарх мечтает бросить все и уехать в сельскую школу. Наверное, ему захотелось стать эдаким маленьким джинном, который сделает что-то полезное хотя бы для одной замшелой деревушки. Для этого у него было все – от престижных дипломов и широкого кругозора до уверенности в том, что в очередную погоню за деньгами он уже не бросится. Это интересно разве что новичку, а он через это прошел – и сделал свои выводы.
Жаль, что он никуда не уехал. Но хоть помечтал – и то хорошо. Вот и я хочу помечтать о том, чтобы каждый из нас смог бы пересилить себя и попытался создать хотя бы что-то. Не перепродать, а создать! От автомобильного резинового коврика до способного ученика, обогащенного твоими знаниями.
Впрочем, куда проще сослаться на то, что после нас – хоть потоп...