Чехия: Колесим по сказке
Посетив Прагу в конце 2005 года мы поняли, что обречены на любовь к Чехии на всю жизнь. Цель следующей поездки сомнений не вызывала: едем на автомобиле! Общение с чешскими прокатными организациями развеяло последние сомнения: наши водительские удостоверения там действительны, а условия приемлемые. Опасения, конечно же были: не попадем ли мы в какую-нибудь кабалу к страховой компании или прокатной конторе? Найдем ли общий язык с представителями власти на дорогах? Разберемся ли в правилах и знаках? Сможем ли, наконец, заправиться на европейской заправке? И все же решились.
Бронируем машинку мини-класса через Интернет, согласовываем место ее доставки и время, уточняем, какие документы нужны для заключения договора. Отдельно переспрашиваем, нужно ли еще раз предварительно позвонить, напомнить? Ответ сотрудника прокатной фирмы лаконичен: ничего не нужно, до встречи в указанное время у отеля.
Эта лаконичность нас несколько беспокоила: ну, не привыкли мы к европейской пунктуальности и обязательности. Но представитель проката прибыл вовремя – кстати, русским языком он владеет безупречно! Д евять дней проката без ограничения километража, затем сотрудник сам забирает машину от отеля, минус скидка за Интернет-бронирование… Итого – 310 евро. Выдав нам документы и ключ на «Ниссан-Микру», представитель попрощался и убежал догонять трамвай…
Машинка понравилась с первых же минут. Удобная, мягкая, точная в управлении и, как ни странно, просторная внутри. Некоторое время понадобилось, чтобы привыкнуть к тормозам: «Микра» становилась как вкопанная при малейшем касании педали. С учетом многолетней практики вождения «ВАЗов», у которых на педаль приходится давить от души, несмотря на вакуумный усилитель, я, видимо, неоднократно вызывал однозначную реакцию у едущих сзади. Извините…
Небольшая пробка из пяти-шести машин, и мы выезжаем на объездную вокруг Праги. Указателей – море: никаких проблем короткий рывок по городу не вызвал. Выезжаем на «Дорогу номер 1» Чешской республики – автостраду "Прага – Брно". Дорога – платная, о чем предупреждают таблички, но наше авто уже снабжено необходимыми наклейками на лобовом стекле.
Качество покрытия основных чешских автострад не понравилось: ощущение такое, что дорога сделана из бетонных плит, довольно неаккуратно подогнанных друг к другу. С приоткрытыми окнами грохот стоит такой, что для разговора приходится почти кричать. Вибрация, однако, почти не ощущается. Разгоняюсь для начала до сотни, при разрешенных ста тридцати, и привыкаю к машине. Заодно прислушиваюсь и к своим ощущениям. Приятно чувствовать себя человеком, едущим по европейской автостраде на японской машине. А если короче, то – чувствовать себя человеком…
Дорога насыщена указателями. Заправки, стоянки, кафе и выезды с трассы заблаговременно обозначаются информационными щитами, которые повторяются несколько раз – за 1000 и 500 метров до объекта. На затяжных подъемах выделена специальная полоса для медленно движущегося транспорта, куда беспрекословно сворачивают грузовики.
Правила дорожного движения не сильно отличаются от российских. Главные отличия: обязателен ближний свет фар круглосуточно, в населенных пунктах скорость ограничена 50 км/ч, запрещен разворот на перекрестке со светофором. На зеленый сигнал можно поворачивать, даже если не горит зеленая секция для данного направления. Кстати, это очень удобно, почему у нас не сделано так же – непонятно, особенно с учетом того, как часто эти секции в России просто не работают. Пешеходов принято пропускать независимо от того, идут они по переходу или просто бросаются с обочины под колеса. Хоть Чехия и «пивная» страна, употребление алкоголя за рулем запрещено.
Знаки очень похожи на наши, но, как правило, исполнены с большим художественным изяществом. Пешеходы представлены солидными мужчинами в шляпах; на знаке «Дорожные работы» молодой человек со стильным чубчиком перекладывает грунт из одной кучи в другую; в местах, где часто происходят ДТП, на предупреждающих щитах нарисована симпатичная Смерть с косой… Самый частый знак на чешских дорогах — «Прочие опасности». Но там он устанавливается с большим смыслом и всегда с табличкой, поясняющей, какая же опасность подстерегает водителя. Отмечаются даже такие вещи, как «Смена типа покрытия дороги» и «Возможный выезд автомобиля со стоянки». А самый любимый знак — «Направление движения главной дороги». Чехи так старательно вырисовывают на нем все второстепенные, что знак порой становится похож на сломанную расческу или раздавленную сороконожку.
Чехи вообще не жалеют сил и средств на организацию безопасного движения. Если знак должен стоять — он будет стоять. Если должен быть повторен — будет повторен. Знак «Конец населенного пункта» никогда не рисуют на противоположной обочине, на «изнанке» соответствующего «Начала…», хотя Правила, кажется, это позволяют.
На второстепенных дорогах частенько встречался знак «Опасная обочина». Похоже, что он обозначает участки, на которых эта обочина вообще есть, так как очень часто сразу вдоль асфальта росла довольно густая и высокая трава.
В местах, где велосипедная дорожка прерывается выездом со стоянки шириной метра три, обязательно стоит знак «Конец велосипедной дорожки». Через три метра дорожка снова начинается с установкой соответствующего знака.
Вообще, в Чехии есть три группы населения, которые окружены невероятной заботой. Это велосипедисты, дети и владельцы собак.
Практически в каждом городе, в окрестностях которого есть что посмотреть, вы можете взять напрокат велосипед. В книжных магазинах такое количество карт для велосипедистов, что они порой занимают целые отделы. На автомобильных дорогах изобилие специальных вело-указателей желтого цвета, с указанием километража и развязок. По ним, кстати, бывает удобно ориентироваться и автомобилисту.
Множество семей путешествуют с детьми. Детские сиденья бывают автомобильные, велосипедные и в виде рюкзака с крышей. В Пражском зоопарке, например, есть даже специальные «комнаты матери и ребенка», где мама может покормить грудью свое чадо или поменять ему подгузник. На входе в зоопарк желающие могут взять напрокат детскую коляску.
Ну, про то, что владельцы собак ходят за своими питомцами со специальными пакетиками и совочками, упоминать уже нет смысла, об этом европейском обычае наслышаны, пожалуй, уже все россияне. Но, например, в том же зоопарке, куда абсолютно запросто пускают с собаками, есть специальные поилки и привязи, у которых можно оставить четвероногого друга, и сходить посмотреть, скажем, на обезьян. Собаки с удовольствием и интересом наблюдают за своими сородичами сквозь сетки и стекла вольеров. Уж не знаю, какое удовольствие получают псы от посещения музеев, но и туда можно взять своего питомца. Маленькие и большие, они ходят со своими хозяевами по замкам и дворцам… На Староместской площади – главном туристическом «магните» Праги – мы видели полицейский микроавтобус с наглядной агитацией. Двое полицейских раздавали бесплатные брошюры о том, как не стать жертвой карманников и мошенников. При этом на борту автобуса висел плакат: «Здесь вы можете напоить свою собаку», а внутри стояли канистра с водой и миски! Вы можете себе представить, чтобы московский милиционер напоил вашу собаку?
Качество обычных, не магистральных дорог нас просто потрясло. За две с лишним тысячи километров нам встретились всего две ямы в асфальте, о которых нас не предупредили заранее. Тех, о которых предупредили, впрочем, тоже было всего две, причем все эти ямы были на дорогах, обозначенных на карте самым бледным серым цветом. Убедились мы и в пресловутой чистоте луж на дорогах во время дождя. Машина оставалась чистой даже после встреч с огромными фурами, за которыми тянулся туманный шлейф.
Дороги бывают очень узкие, особенно в маленьких старинных городках. Иногда даже не верится, что полоска асфальта между двумя домиками XVIII века – начало дороги, имеющей собственный номер на карте, а не заезд в чей-то гараж. Тем не менее, даже по таким дорогам можно безопасно ехать с разрешенной скоростью, и все они оснащены необходимыми указателями на перекрестках.
Заблудиться в Чехии можно только в двух случаях: если очень этого хочешь или если сам не знаешь, куда едешь. GPS-навигатор оказался абсолютно бесполезным и ненужным. Для целенаправленного передвижения по Чехии необходимо и достаточно иметь карту масштаба 1:200000. На ней указаны все населенные пункты, номера выездов с автострад и даже многие достопримечательности, типа обзорных башен и отдельно стоящих замков и развалин.
Единственным объектом, который мы не нашли, оказались развалины замка Лоужек. Сделав несколько безрезультатных кругов по окрестным дорогам всех категорий и налюбовавшись девушками определенного поведения, поджидающими на обочинах австрийских туристов, мы решили прекратить поиски. Несоответствие карты с реальностью мы объяснили постройкой дороги до Ческе-Будейовице, которая на нашей карте была обозначена как проектируемая.
Вопрос с заправками решился тоже благополучно. Водитель заливает нужное количество бензина, а потом идет в кассу его оплачивать. Колонка лишь вежливо напоминает ему по окончании заправки: «Не забудьте, пожалуйста, оплатить». Сомневаюсь, что такая система оплаты приживется на наших заправках.
На основных дорогах АЗС встречаются чуть ли не через каждые десять километров, большинство – с кафе и стоянками. На второстепенных дорогах заправок существенно меньше, да и сами дороги пустынные. Видимо, это, а также цена бензина – более 1 евро за литр – обусловливает отсутствие очередей. Ждать не приходится, всегда хотя бы одна колонка свободна.
Многих наших знакомых интересовала проблема языкового барьера. Знания десятка слов на чешском и школьном английском (ну, и на русском, естественно) вполне хватает в любой жизненной ситуации. В крайнем случае, можно объяснится на пальцах – показать число или ткнуть куда надо. К чужакам чехи относятся очень дружелюбно. В самом худшем случае – терпимо. Крайне редко нам сигналили в спину, когда мы вставали посреди дороги перед столбом с веером указателей, пытаясь найти нужный. Иногда молча объезжали по встречке, но чаще – просто стояли и ждали, когда мы созреем для дальнейшего движения.
Описанного в некоторых путеводителях негативного отношения к русским мы не встретили – ни в Праге, ни в крупных городах, ни в провинции. Русским владеют далеко не все (или делают вид, что не владеют), молодежь как правило говорит по-английски, многие говорят по-немецки. Но уйти от разговора или объяснения не пытается никто. Даже если чех видит, что вы его не понимаете, он будет повторять то же самое разными словами на всех известных ему языках и очень огорчится, когда беседа окончательно зайдет в тупик. Язык – несложный, и запомнить несколько ключевых слов и фраз труда не составляет, хотя следует быть внимательным: частенько знакомые слова обозначают не совсем то, а иногда и совсем не то, что по-русски. Можно догадаться, например, что «парковиштэ» – это стоянка, а «возидло» – машина. Сложнее: «вонявка» – духи, «овоце» – вовсе даже фрукты, а «зеленина» – как раз таки овощи. Ну и классика: «Позор, полиция ворует» означает «Внимание, полиция предупреждает»… Впрочем, это, скорее всего – российский туристический фольклор: мы ни разу не видели такой надписи. А вот «Позор, дети – школа!» – повсеместно. Нам очень понравился термин «друх возидла» из техпаспорта, обозначающий, правда, не водителя (или его друга-пассажира), а «тип транспортного средства». А что такое «бесцельный обход» ни за что не понять без словаря! Хотя это значит всего лишь «магазин дьюти-фри».
Полиции на дорогах почти не видно. Мы видели полицейских всего раза три или четыре, плюс один раз пришлось непосредственно пообщаться с представителем власти. Дорога была перекрыта из-за аварии, и, под проливным дождем, полицейский с улыбкой на трех языках (!!!), терпеливо объяснял русским туристам маршрут объезда.
Ездят чехи по своим европейским дорогам очень спокойно и неторопливо. Соблюдение скоростного режима дает возможность сориентироваться в море указателей, которыми увешаны все мало-мальски значимые перекрестки. Во многих городах скорость контролируется радаром, о чем честно предупреждают при въезде. Часто водителя встречают яркие табло с указанием скорости.
В каждом городе, представляющем хотя бы малейший туристический интерес (а таких в Чехии – подавляющее большинство), есть Информационные центры, в которых можно получить бесплатную карту исторической части города, задать интересующие вас вопросы, иногда – подключиться к Интернету. Как правило, они находятся на центральной площади города, куда легко попасть, если следовать указателям с буквой «I» или «Centrum». Кроме Инфоцентров, на центральных площадях представлен «стандартный» набор: муниципалитет, городская полиция, колокольня с обзорной площадкой, куча кафе, пивных и ресторанов, фонтан и традиционный Чумной столб — средневековая скульптурная композиция, воздвигнутая в знак избавления города от чумы. На любой центральной площади есть платная парковка, цены – от 10 до 40 крон за час. Свободные места есть практически всегда, хотя иногда приходится сделать пару кругов вокруг площади. Перед тем, как покинуть «возидло», нужно бросить несколько монет в парковочный автомат, получить «листэк» с отпечатанным временем стоянки и положить его под лобовое стекло. Игнорировать это требование не стоит, так же как не стоит парковаться в местах, отмеченных знаком «Инвалид», «Зарезервировано» или просто белым крестом на асфальте: местная полиция, окна которой выходят на эту же площадь, внимательно следит за соблюдением этих правил. Естественно, когда оплаченное время закончится, нужно либо убрать машину со стоянки, либо доплатить.
Если хочется просто посмотреть город, побродить по его улицам, то вечер и ночь – самое подходящее для этого время: улицы пустые, стоянки бесплатные, старинные дома ярко освещены, большинство кафе и ресторанов работает чуть ли не всю ночь. Единственный минус – музеи и выставки, само собой, закрыты. Мы в таком «ночном» режиме посетили Йиглаву, Чески Будейовице и Чески Крумлов, в котором жили несколько дней – максимум удовольствия получили именно от ночных прогулок по его улочкам.
Средневековые замки – Орлик, Пернштейн, Глубока-над-Влтавой – в сумерках производят неизгладимое впечатление. Мощные башни и остроконечные шпили растворяются в ночном небе, крепостные стены освещены лишь луной… Мысленно переносишься на 4—5 столетий в прошлое и представляешь себя рыцарем-пилигримом, заехавшим погостить к местному графу. Или сказочным принцем, который принес три орешка для своей Золушки.
За девять дней наша «Микра» проехала 2015 километров по автодорогам всех категорий, «скушала» 115 литров бензина (средний расход – 5,7 литров на 100 км), показала нам 25 городов Южной Чехии и 10 «отдельно стоящих» замков, Липенское озеро и пещеры Моравского краса. Расставание в Праге было грустным, но неизбежным. Как знать, может быть, нам повезет, и следующую поездку, например, по Северной Чехии, мы совершим на этой же машинке, ставшей за эти дни такой привычной и родной.
Все цены (за исключением оговоренных случаев) указаны в чешских кронах. 1 крона – это, примерно, 1,5 рубля. А 1 евро – примерно 24 кроны.
Авиа-перелет Москва-Прага 18000 рублей
Проездной на все виды городского транспорта в Праге на 7 дней — 280
Аренда автомобиля класса «Мини» более чем на 7 дней — 37 евро в сутки (включено: неограниченный километраж, страховка обязательная плюс на случай аварии или угона, все налоги и платные магистрали Чехии)
Бензин Natural (95) — от 30 до 32 за литр, в зависимости от бренда и расположения заправки
Парковка в центре города — от 10 до 40 в час
Парковка у стен замков — 40—60 (некоторые замки – бесплатно)
Музей средневековых пыток и музей восковых фигур в Чески Крумлове — 80—90
Концерт органной музыки в соборе в центре Праги — 300
Ужин на двоих с пивом — 400—500
Бутылка моравского красного вина — 170
Бокал пива — от 12
Бутылка пива в супермаркете — от 9
Атлас автодорог Чехии в масштабе 1:200000 со схемами городов — 180