Движение в городе в летний период: Пробковая аллея
Говорят, что за лето многие водители мегаполиса просто отвыкают от постоянного стояния в пробках, а потом с ужасом ждут наступления 1 сентября – его уже давно окрестили днем «осеннего автостояния». Давайте считать. Сегодня в столице на 12 млн. жителей приходится почти 4 млн. автомобилей (не дай бог им всем и сразу выехать на улицы города!) – на каждую тысячу человек приходится где-то по 350 машин (кстати, в Европе – 450, а в Америке – 750, так что нам есть к чему стремиться). Еще 15 лет назад была совсем другая цифра – 100 машин, а когда столичная дорожная сеть создавалась, этот показатель равнялся 10. При этом Москва не единственная столица в мире, где личный транспорт предпочитают общественному. Разница лишь в том, что капиталисты при проектировании дорог обязательно учитывают перспективы развития минимум на 30 лет вперед, у нас же строят по факту, а сейчас и вовсе вдогонку.
В этом месте можно всплакнуть – по городу ежедневно разъезжает в три раза больше машин, чем могут вместить его дороги. Министерство транспорта констатирует: больше 80 процентов магистральных дорог и транспортных узлов Москвы исчерпали свою пропускную способность, а больше половины дорог работают в режиме перегрузки. Нехватка сети магистральных улиц в пределах городской черты составляет около 350–400 километров. И сезонность на это, увы, никак не влияет.
С точки зрения пробок кризис пришелся как раз ко времени, потому как развязки (Минку и Ленинградку давно проезжали?) еще не достроили, а машины все продолжают покупать. Между прочим, общественный транспорт столицы тоже недавно был посчитан. На каждый квадратный метр, к примеру, автобуса втискивается семь пассажиров (в летние месяцы – пять человек), в то время как западный автобус считается заполненным и готовым отправиться в путь, если заняты все сидячие места. Уловили разницу? Все разговоры московских чиновников о перехватывающих парковках и о том, что рано или поздно водителей заставят пользоваться общественным транспортном, после этих цифр не убеждают совсем.
Но в кризисе есть и свои плюсы. Согласно данным городской ГИБДД, с начала года количество машин на московских улицах в часы пик снизилось на 10 процентов (это за счет тех, кто решил основательно экономить на топливе). А возвращаясь к июлю и августу, заметим, что в эти месяцы транспортный поток падает еще на 5–7 процентов (именно столько москвичей отправляется в отпуска на своих колесах). В данном случае речь идет об активных, то есть часто выезжающих в город, водителях. В цифрах получается, что в период отпусков московские улицы недосчитываются почти пятой части обычного количества машин. По статистике «Яндекс.Пробки», ежедневно в Москве образуется более 800 заторов (год назад – 650), в каждом из которых едва ползет около полутора тысяч автомобилей. Ежемесячно московские автомобилисты проводят в пробках по 12 часов – на час больше, чем в прошлом году. Средняя продолжительность пробки – 1 час 26 минут (в соседнем Санкт-Петербурге пробки гораздо короче – всего 54 минуты). Самый спокойный день – понедельник. Так вот летом все эти показатели уменьшаются почти на 20 процентов. К тому же с середины июня до конца августа пробки в Москве начинаются позже (не в семь, а почти в восемь утра) и заканчиваются раньше (не в девять вечера, а в половине восьмого), что, безусловно, радует.
Еще одна причина того, что на улицах становится свободнее, – продажи новых авто. Точнее, наоборот. Два месяца в году, как раз в июле и августе, машины по многолетней традиции продаются хуже всего. Падение составляет 25–30 процентов от среднемесячных продаж. Печальнее только январские показатели, но полумесячные новогодние каникулы как тот лом, приема против которого никто не знает. Дилеры называют эти два летних месяца мертвым сезоном – персонал отправляют в отпуск и заказывают на заводах минимум машин. А если вдуматься, то лето как раз идеальный сезон для покупки авто: есть где прокатиться на купленной машине (улицы свободны), не нужно сразу тратится на зимнюю резину и, наконец, не придется выгонять блестящую иномарку (кстати, «Лада» тоже иногда блестит) в грязь и слякоть политых реагентами московских улиц, доводя себя до предынфарктного состояния. Это если мыслить логически. Но какая уж тут логика, когда кризис и пробки!..