Далеко не полный кастом-словарь
Коффин (coffin tank, koffin tank). Тема смерти – гробы, катафалки, черепа – постоянно прослеживается как в хот-роддинге, так и в кастомайзинге. Не будем искать этому объяснений – в конце концов, эта тема манила человечество во все времена. В конце 60-х годов топливные баки в виде гробов полюбились чопперостроителям. Во-первых, из-за относительной простоты изготовления – как-никак, гнутые поверхности здесь отсутствуют по определению. Во-вторых, «гробовидный» бак – это было не только эпатажно, но и долгое время просто-напросто модно. Коффины породили множество разновидностей – таких, например, как томбстоун (tombstone, «надгробный камень»). Да и баки типа даймонд – из той же оперы.
Леттеринг (lettering). Один из многих терминов, пришедших из хот-роддинга 50-х. Означает нанесение на аппарат его названия, имени автора, слогана или просто какого-нибудь дурацкого изречения. Формально леттерингом можно назвать любую такую надпись, выполненную любым способом (в том числе с использованием трафаретов) и любым шрифтом (например, столь любимой кастомайзерами готикой). Но настоящий, выполненный по всем олд-скульным традициям леттеринг – это надпись, сделанная с помощью кисти одним из канонических «винтажных» шрифтов. По стилю и технике исполнения близок к пинстрайпингу и чаще всего с ним соседствует.
Лонгфорк (longfork chopper). Так называют чопперы, фишка которых – длина вилки. Причем не высота, а именно длина – ведь в таких аппаратах угол ее наклона «далеко за 45». В ход идут спрингеры, гердеры, «телескопы» (которые, если честно, под таким углом не очень-то и работают), а то и жесткие вилки (rigid fork). Особо зверствуют в этом направлении скандинавы. Что объяснимо: сверхдлинные вилки, установленные под запредельным углом, считаются одним из атрибутов шведского стиля.
Лоурайдер (lowrider, low rider). И еще одно словечко из хот-роддерского лексикона. В начале 70-х длинные и низкие уличные дрэгстеры и прочие диггеры часто так и называли – long & low. Постепенно на смену пришел автомобильный термин «лоурайдер». Причем поначалу мотоциклы-лоурайдеры, как и их самые первые четырехколесные тезки, не оснащались хитроумными гидро- и пневмоподвесками. И только сравнительно недавно, с появлением мотоциклетных задних подвесок с изменяемым клиренсом, мотоциклы-лоурайдеры стали почти полностью соответствовать современному автомобильному значению слова «лоурайдер» – на брюхо они, по крайней мере, уже ложатся, а вот «танцевать» пока не обучены. Что касается серийных производителей (в том числе и альтернативных), то складывается впечатление, что эти при выборе названий для своих моделей не слишком озабочены корректным использованием терминов «лоурайдер», «бар-хоппер» или «диггер». Например, известный Harley-Davidson FXS1200 Low Rider 1977 года – на самом деле не такой уж и лоурайдер.
Mальтийский крест (maltese cross). Один из главных графических символов кастом-культуры. Помимо прочего, эта форма часто используется в дизайне оптики, зеркал и других аксессуаров. В подавляющем большинстве случаев то, что принято называть в кастомайзинге «мальтийским крестом», на самом деле вовсе не мальтийский, и даже не тевтонский, а самый настоящий «айзерне кройц» (das Eiserne Kreuz, нем.) – «Железный крест» образца 1813 года. Любой геральдист вам подтвердит, что формы одного и другого названных крестов заметно отличаются. Да и посудите сами: с чего бы такой интерес к символике Мальтийского рыцарского ордена проснулся после второй мировой войны у такой подкованной в мировой истории нации, как американцы? А вот тяга к трофейной символике действительно наблюдалась среди молодых ветеранов, которые как раз и составляли костяк зарождавшегося кастом-движения.
Масл-байк (muscle bike, musclebike). Мускул-байк, говоря по-простому. Термин, возникший как мотоциклетная калька понятия «мускул-кар». Однако, в отличие от автомобильного аналога, внятному определению практически не поддается. Какие только аппараты не называют громким именем мускул-байк сами производители и мотопресса – от авангардных хай-тековых снарядов американской компании Confederate до австралийских Barbarian с автомобильными «восьмерками». Первой в кастомайзинге официально застолбила свою «мускулистость» одна из старейших американских «альтернативных» компаний Surgical-Steeds, которая, кстати, с недавних пор так и называется – Steed Musclebike Motorcycle Co.
Мастер-билдер (master builder). 1) Титул (в этом случае пишется Master Builder), присваиваемый лучшим из лучших кастомайзеров американской специализированной прессой (в разные годы это были издания SuperCycle, Easyriders, VQ, V-Twin). Уже к середине 80-х имел вполне официальный статус. Сейчас в Америке существует даже такая серьезная организация, как IMBBA – International Master Bike Builders Association. 2) Главный технический специалист в мастерской по постройке кастом-байков, что-то вроде главного механика вперемешку с функциями директора по производству.
Метрик (metric). Кастом-байки с неамериканскими моторами принято называть «метриками» по причине использования в конструкции таких двигателей метрических, а не дюймовых размеров. На чемпионатах мира по кастомайзингу эти аппараты соревнуются в своей особой категории, которая, начиная с 2006 года, громко именуется Метрическим чемпионатом мира (Metric World Championship).
Мини-чоппер (mini-chopper, mini chopper, minichopper). Понятие растяжимое – растягивается оно от крошечных азиатских покет-байков, выполненных в чопперном стиле, до вполне солидных 750-кубовых «мотоциклов в три четверти» американской компании Ridley (а в начале 70-х мини-чопперами в Америке запросто называли даже диггеры на базе Harley-Davidson Sportster). Между этими полюсами – бесчисленное полчище аппаратов с чопперной внешностью и моторами от газонокосилок. Некоторые компании (например, набирающая обороты американская Kikker 5150) стремятся охватить весь спектр «чопперной миниатюры»: от покет-байков до «трех четвертей». Хотя настоящий мини-чопперный бум пришелся на последние несколько лет, история таких аппаратов имеет куда более глубокие корни. Считается, что первыми в мире серийными чопперами стали появившиеся в 1971 году итальянские мини-чопперы Milani и Fantic. Но если вы внимательно присмотритесь к знаменитым американским «Мустангам» 50-х годов, то поймете, что на первенство могли претендовать и они – вот только слово «чоппер» тогда еще не было в ходу.
Олд-скул (old school, причем часто, по аналогии с kustom, – old skool или ol’skool). «Старая школа» – вот уже несколько лет остается, пожалуй, самым популярным направлением в мировом кастомайзинге. Мастера, его проповедующие, черпают вдохновение в образе бобберов 50-х или чопперов 60-х годов и все чаще «забрасывают свой невод» в эпоху довоенных «антиков». И хотя олд-скул расцвел пышным цветом только в начале нынешнего века, можно смело утверждать, что у истоков движения стоял никто иной как Арлен Несс: еще в конце 70-х он последовательно и целенаправленно вживлял в кастомайзинг элементы ретро. Смеем предположить, что его тогдашний Ness-tique, появись он сейчас, запросто «взорвал» бы любого ранга и уровня кастом-чемпионат.
Пинат (peanut tank). «Арахис» – один из классических фасонов чопперного бака. В наши дни производится большинством специализирующихся на баках фирм, а изначально, в 50-х годах, заимствовался пионерами кастомайзинга у спидвейных мотоциклов или мини-байков Mustang. Некоторые утверждают, что настоящий пинат от спидвейного мотоцикла чуть меньше и округлее бака от «Мустанга» (Mustang tank), но если разница и есть, то она невелика.