Изобретение клея
Что за «неведома зверушка»? «Принесла царица в ночь?» А нам тут ломай голову, к какому подвиду отнести сей аппарат по имени IRs 1000. Если формально, то налицо основные признаки трайка, выполненного по схеме «2-1», – два колеса спереди, одно сзади. С другой стороны, ну какой же это трайк? Скорее на ум приходит сравнение с новомодным скутером-трехколесником Piaggio MP3. «Фишка» обоих – возможность «закладывать» аппарат в повороте.
Идея, в общем-то, не нова. Не надо чертить векторные схемы и иметь семь пядей во лбу, чтобы на чисто интуитивном уровне понимать: крен внутрь поворота помогает сохранить устойчивость с минимальной потерей скорости. Это и коню понятно (и его наезднику, и бегуну, и пилоту самолета): все получается само собой, по зову природы. На велосипеде, мотоцикле – только захоти, «завалить» же трехколесник куда сложнее (если только не в кювет – то проще простого). Тем не менееѕ Десять лет назад на Франкфуртском автосалоне компания Mercedes-Benz представила концепт F300 Life-Jet, оснащенный системой ATC (Active Tilt Control – «активный контроль крена»). Электронные «мозги» управляли (при помощи гидравлики) демпфирующими элементами передней подвески, благодаря чему автомобиль мог залихватски, совершенно по-мотоциклетному наклоняться в поворотах.
Столь желанного крена пытались добиться и приверженцы другой трехколесной схемы (более распространенной и менее экзотической, чем «2-1») – господа «колясочники». И, надо сказать, попытки удались – некоторые удачные конструкции сайдкаров-валяшек даже пошли в серию. Причем в одних «заваливается» только мотоцикл (швейцарские ARMEC), в других еще и коляска (голландские и южноафриканские Flexit, канадские Fleximum, французские Side-Bike).
Но вернемся к странного вида мотоциклу с фотографий. Группа товарищей из итальянского города Тревизо замутила его проект еще в 2003 году. (Прямо скажем, если бы их IRs 1000 предъявили публике тогда, эффект был бы помощнее, а сейчас Piaggio со своими скутерами подгадил мужикам конкретно.) Инициатором выступил чиновник городской торговой палаты Уффичо Бреветти. За конструкторскую часть отвечали Алессандро Саламон (глава компании, специализирующейся на системах промышленной автоматизации), Лука Корсини и Антонио да Дальт, за воплощение идеи в металле – Фабио Дзанкетта.
На извечный вопрос «Ваше политическое кредо?» творцы отвечают примерно так: «Идеальная управляемость и устойчивость, сравнимая как с обычными 2-колесными мотоциклами, так и с 3-колесными конструкциями. Наш IRs 1000 позволит вам почувствовать себя чемпионом, не затрачивая избыточных усилий.» Такая вот интригующая «замануха».
Мотоцикл, как видим, представляет собой обычный Suzuki SV1000S* (обычный на первый взгляд: рама здесь специальная), у которого вместо вилки установлена двухколесная тележка на хитроумной подвеске, именуемой авторами проекта «системой SEV», то есть Servo Equilibrio per Veicoli – «сервобалансировка транспортного средства». Ну-ка, ну-ка, что это за «эквилибрио»? (Чуете, даже немного запахло цирком.)