Надень КАСКО
«Мото»: Начнем, пожалуй, с ОСАГО, как наиболее массовом и затрагивающим большую часть мотоциклистов виде страхования. Существуют ли особенности этого вида страхования?
Г. Смышляев: Все предельно ясно. По закону об ОСАГО, с 1 июля 2003 каждый мотоциклист обязан застраховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами на случай нанесения вреда их имуществу или здоровью. Стоимость страховки зависит от региона (в каждом она несколько отличается), стажа, возраста, срока, на который заключается договор, а также количества страховых случаев, произошедших ранее, и наличия ограничений в отношении допущенных к управлению лиц. Но методика расчета и тарифы одинаковы во всех страховых фирмах.
М.: В таком случае поговорим о получении страховой выплаты. На какое возмещение может рассчитывать мотоциклист по ОСАГО, если в ДТП он потерпевший?
Г. С.: При нанесении вреда имуществу потерпевшего (если потерпел только он один), страховая компания выплатит не более 120 тыс. руб. Если вред нанесен имуществу нескольких граждан – 160 тыс. руб. Стоит усвоить, что по ОСАГО сумма выплат формируется с учетом износа подлежащих замене деталей. При нанесении вреда жизни и здоровью предусмотрены следующие выплаты: 160 тыс. руб. – для одного потерпевшего и 240 тыс. руб., если пострадали несколько человек – эта сумма делится на всех.
Чтобы получить возмещение в полном объеме и в кратчайшие сроки, еще на месте ДТП следует дотошно, пунктуально провести все те действия, которые наверняка известны водителям. Если не знаете, что делать, растерялись, то каждый может познакомиться с ними на бланке страхового полиса, в Интернете, в других источниках. На описании этих действий не стану останавливать внимание. Но советую сделать то, что очень важно именно для мотоциклистов. Проконтролируйте, чтобы при оформлении документов о ДТП инспектор в справке о повреждениях вашего мотоцикла (форма 12) не только отметил все видимые повреждения, но и внес фразу: «Возможны скрытые повреждения». Поскольку многие сотрудники ГИБДД плохо знакомы с устройством мототехники, помогите ему увидеть на месте аварии, что на вашем аппарате повело раму, погнулась вилка или появилась трещина на блоке цилиндров. Позже доказать страховой компании, что повреждения стали следствием именно этого ДТП, вряд ли удастся. Если все сделаете правильно, в течение 18 дней страховая компания обязана будет выплатить вам сумму возмещения ущерба.
М.: Скажите, Георгий, вправе ли страховая компания отказать в выплате, если владелец не поставил мотоцикл на учет в ГИБДД (что, увы, среди мотоциклистов бывает), не получил документ о проведенном техосмотре или у водителя нет прав с открытой категорией «А»?
Г. С.: Случись, виновником признают другого участника ДТП, страховая компания обязана произвести выплату. А откажет лишь в строго определенных случаях, перечисленных в статье 8 Правил страхования. Очень рекомендую: не поленитесь, прочитайте эти правила внимательно – вы будете чувствовать себя уверенно при предъявлении претензий на возмещение ущерба, равно как и в случае, если сами станете виновником ДТП.
М.: Перейдем к вопросам о КАСКО. Можно ли застраховать мотоцикл по этому виду страхования?
Г. С.: Можно, но лишь в нескольких компаниях. Я говорю о московских, однако уверен, что и по стране их – наперечет. Дело в том, что страхование мотоциклов, наверное, самый неприбыльный, а часто и убыточный вид. Работа с ним – имиджевый ход фирм, которые хотят показать, что могут себе это позволить. Совсем не то же самое наш проект MotoBroker.ru. Изначально он создавался для того, чтобы собрать в пул все организации, практикующие мотоКАСКО. Сейчас их семь.
М.: Так мало?!
Г. С.: Так ведь и мотоциклов в России не очень много, и эксплуатируются они сезонно. И потом, это очень специфическое направление, в котором не каждый разбирается. Ведь специалист по страхованию обязан знать модельные ряды, цены на технику разных годов выпуска, название деталей и их стоимость при оценке ущерба. Даже осмотр мотоцикла требует специальной подготовки. Кому нужен агент, если он не может отличить демпфер от кофра или найти, где притаился VIN. А где взять таких знатоков?.. Значит, требуются затраты на обучение специалистов. Дальше, для ремонта мотоциклов, еще находящихся на гарантии, компании-страховщику требуется заключить договоры с официальными дилерами. Это тоже работа, которая стоит денег. Но и это не все. Пока мотоцикл на гарантии, он должен ремонтироваться в техсервисах официальных дилеров, а здесь цены за услуги высокие. Многим известно, по технологии производителя многие детали не красят и не ремонтируют – они подлежат замене. Вмятина на баке обойдется страховой компании примерно в $1000–1200....И потом, согласитесь, что по сравнению с автомобилями, риск кражи или повреждения мотоцикла в разы выше, а для ГИБДД найти пропажу куда сложнее, тем более, что, как мы уже упоминали, многие владельцы легкомысленно не ставят мотоциклы на учетѕ Риск попасть в аварию на мотоцикле много выше, чем на авто.
Вот почему для многих компаний страхование мотоциклов абсолютно невыгодный бизнес. За последние семь лет несколько страховщиков, не вникнув в специфику, начали было им заниматься по тарифам, близким к автомобильным, а через годик, подсчитав выплаты, быстро его свернули. Другие подняли тарифы – назначили риску адекватную цену.