Телефона, телефона, где моя машинка?
- Эх, знать бы где она, наверняка в гараже где-нибудь поблизости, - вздыхает владелец пропавшей машины.
- Опять, поди, шоферы халтурили на автокране, да как проверишь? - мучается вопросом директор автопредприятия.
Ну что ж, теперь, пожалуй, можно и проверить. Если обратиться (заранее, конечно) к AutoConnex. Так называется система. Автор - международная компания Nexo - "активировала" проект одновременно в нескольких частях света (вот и нашу страну зацепило). К созданию служебного модуля компания привлекла специалистов со всего мира: немцы изготовили GSM-платы, американцы - GPS-платы и контроллер, французы разработали программное обеспечение. Собирают все это в Италии. Совсем скоро российские специалисты наладят производство аналогичного модуля в Перми.
О принципе работы. Модуль получает сигналы со спутников (GPS-плата), по которым вычисляет точные координаты автомобиля. Эти координаты через сервер Nexo поступают в центр оперативного реагирования и одновременно абоненту на телефон (домашний, сотовый, факс) или электронную почту по сотовой связи.
Возможности самые широкие. Дал, скажем, отец машину покататься сыну, но строго-настрого наказал не гонять больше 60, а тот уже летит за "сотню". AutoConnex тут же даст папаше знать. Можно отследить местоположение и самочувствие любимого авто через интернет. В случае взлома абонент, центр оперативного реагирования AutoConnex и правоохранительные органы тут же будут предупреждены. Так как модуль никоим образом не выдает свое присутствие, вор даже не заподозрит, что его застукали.
Помимо прочего, прибор способен информировать владельца о состоянии основных систем автомобиля (например, что открыта дверь или вытек "Тосол") и выполнять его команды. Можно подключить любые датчики: открывания дверей, температуры охлаждающей жидкости. Через SMS или оператора системы владелец может дать команду, например, перекрыть доступ топлива в двигатель...
Какие перспективы! Понятен бурный интерес со стороны автосалонов, торгующих в кредит. Зажал очередной взнос - получай: незадачливый должник не поедет, пока не заплатит.
Устройство можно запрограммировать так, чтобы оно посылало тревожное сообщение при выезде за пределы заданного "квадрата". Если снять клеммы с аккумулятора, модуль все равно сработает. Собственных батарей ему хватит на несколько часов. Если машину попытаются банально погрузить на платформу, сработают датчики крена. Зона действия системы ограничена лишь площадью покрытия сотовой сети GSM. За нее отвечает оператор сотовой связи "Билайн", партнер проекта. Еще один партнер - Автоклуб России, который в случае поломки готов помочь абоненту.
Заинтересовались системой и строительные компании: угоны дорогостоящей строительной техники уже давно не редкость. Лизинговые и прокатные компании тоже не прочь знать, где их клиенты.
В общем, новинка так всех взбудоражила, что с ней активно знакомятся во многих городах России: Санкт-Петербурге, Красноярске (там система уже работает в тестовом режиме), Нижнем Новгороде, Тюмени, Перми... даже в Литве.
Цена, конечно, пока весомая - около $1500 с установкой. Абонентская плата - около $30 в месяц. Так ведь и мобильники совсем недавно стоили как автомобиль!
В тему
В апреле Ford Motor Company представила в своем немецком исследовательском центре (город Аахен) результаты испытаний автомобиля Mondeo, оборудованного новаторской системой навигации и телематики. Компания работала над этой системой около четырех лет и теперь планирует создать ее образец для промышленного производства. Телематикой именуют комбинацию телекоммуникаций и компьютерных технологий. Применительно к автомобилю это беспроводной обмен сообщениями и командами между машиной и внешними источниками, в первую очередь водителем.
Как нам сообщили в российском представительстве Ford, центром опытного автомобиля Mondeo стал "телематический терминал, расположенный на центральной консоли и агрегированный с дополнительным дисплеем, который является частью нового щитка приборов. Традиционный дисплей заменили экраном TFT (тонкопленочным транзистором), где теперь также отображается навигационная информация, в дополнение к показаниям щитка приборов".
Результаты испытаний Mondeo, оснащенного системой, показали, что управлять автомобилем стало гораздо удобнее. Снизилось количество стрессовых ситуаций, возникающих у водителя на дороге, и время, которое он тратит на ту или иную операцию.
По мнению испытателей, одним из самых полезных элементов системы является "электронная квитанция" ("e-Ticket"), заказывающая парковку. Отпадает необходимость предварительного определения времени парковки, что исключает штрафы. Время парковки рассчитывается до минуты и не может истечь до тех пор, пока водитель не примет решение начать движение. Информация о наличии мест для парковки и услуги по резервированию, заложенные в терминал телематики и навигации, также облегчают поиски места.
Покидая автомобиль, оснащенный терминалом телематики компании Ford, водители не теряют связь с навигационной системой и по-прежнему обмениваются информацией с приборами своих автомобилей. Вся информация, полученная через систему, передается на переносной прибор PDA (карманный компьютер). Испытатели подтвердили, что функция маршрутизации процесса для пешехода исключительно полезна, экономит время и повышает общий уровень комфорта при пользовании системой.