- мы куда? - да хоть куда!
фото из
архива редакции
СРАВНИВАЙ И ВЫБИРАЙ: 1-ЦИЛИНДРОВЫЕ "СВЫШЕ 500"поколение "больших горшков" - это или мотоциклы двойного назначения, или машины на их основе. Класс эволюционирует уже 30 лет, вектор их развития смещается от офф-роудной разудалости к утонченности дорожных манер. Впрочем, есть несколько исключений.
Очевидное достоинство мотоциклов класса - проходимость. И не только на проселке. Скорее, вовсе не на проселке - в городе. Большие колеса, энергоемкие подвески, малая ширина, большой дорожный просвет - со всем этим можно уверенно лавировать меж машин, вне зависимости от качества дорожного покрытия. 1-цилиндровый двигатель уверенно тянет с "низов", обеспечивая адекватную динамику разгона. Водитель высоко сидит, далеко смотрит вперед поверх крыш авто, прогнозируя дорожную обстановку. На крайний случай всегда остается "джокер в рукаве": "огородами - и к Котовскому"...
Ну, а недостаткиѕ Они - обратная сторона достоинств. Для 1-цилиндрового мотора характерны вибрации, которые не могут уничтожить "под корень" даже балансирные валы. Динамика "на верхах" не идет ни в какое сравнение с тем, что могут предложить "четверки" и даже "двойки". "Дальнобой" - явно не лучшее применение для таких мотоциклов. Скорости "свыше 150" тоже не для них: элементарно не хватает мощности моторов, прямая посадка усугубляет парусность, а длинноходные подвески ухудшают управляемость.
Сейчас на российском рынке сложилась своеобразная ситуация: все 1-цилиндровые мотоциклы с моторами "свыше 500 смз" - европейского производства, даже если на них японские эмблемы. Дело в том, что спрос на машины подобного рода особенно велик в Западной Европе, что и заставило перенести производство поближе к самому емкому рынку сбыта.
Один из подотрядов таких "эмигрантов" - мотоциклы двойного назначения Yamaha XT660R ($11 100). Модель не только производится на заводах европейского филиала концерна, но и двигатель изготовлен по лицензии Yamaha итальянской компанией Minarelli. Серия "ХТ" особо почитаемая: именно она 30 лет назад открыла свой класс. Наследник, конечно, не такой "всепролаза", как его предки (сказывается "заточка" в угоду европейским вкусам), но на сухом проселке или лесной тропе не спасует. Двигатель жидкостного охлаждения оснащен впрыском топлива и, к сожалению, изрядно "примучен" в угоду действующим и грядущим экологическим нормам. Мотоцикл выпускается также в городской версии XT660X ($11 800). Ее особенность - 17-дюймовые колеса, шины с шоссейным рисунком, более мощные тормоза, настройки подвесок.
"Made in EU" также и Honda FMX650 ($9990), довольно экстравагантный городской эндуро. Его двигатель хоть и не настолько "наворочен", как у Yamaha (карбюратор, воздушное охлаждение), но его репутация завидна: силовой агрегат заимствован у знаменитого своей надежностью мотоцикла двойного назначения Honda Dominator.
Тот же 660-кубовый двигатель Minarelli-Yamaha, что на мотоциклах японской марки, применен и на чистокровной "итальянке" - Aprilia Pegaso Strada ($11 250). Хотя машина и обладает "эндурным" высоким силуэтом, все равно это дорожный мотоцикл: шоссейные шины, умеренные хода подвесок, литые колеса, небольшая (780 мм, по заказу можно увеличить до 820 мм) высота седла. Интересна "изюминка" машины: бензобак расположен под сиденьем, а в фальшбаке - удобный запираемый багажник. По заказу мотоцикл оснащают тормозной системой с АБС. В этом сезоне начинаются поставки и варианта Pegaso Trail: с универсальными шинами, удлиненными ходами подвесок, спицованными колесами.