Что с того, что гнутся?

ЧТО С ТОГО, ЧТО ГНУТСЯ?

ШВЕДСКИЙ СТИЛЬ: ЭЛЕГАНТНОСТЬ, ПРОСТОТА, ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

Классик русской поэзии Александр "Ай да сукин сын!" Пушкин в свое время недвусмысленно намекал: дескать, "гнутся шведы" (поэма "Полтава", 1828 год). Ну, а теперь как у них?.. А вы взгляните на силуэт так называемого шведского чоппера. Скажите на милость, как эта длиннющая и хлипкая на вид (потому как установленная под запредельным, казалось бы, углом) вилка справляется с нагрузками? Так вот, гнется, но не ломается, зараза! Точнее, она потому и не ломается, что "пружинит". И вообще, апологеты шведского направления в кастомайзинге одним из трех основных составляющих этого стиля как раз и называют функциональность. Ну, с другими признаками - элегантностью и простотой - все вроде ясно. Что есть, то есть! А вот касательно практичности - здесь у кое-кого червь сомненья и зашевелится (фу, гнусности какие пишу!). Попытаемся сомнения развеять, а мерзкого червяка раздавить кованым сапогом исторических и медицинских фактов.

Так что такое "шведский стиль"? И почему называется шведским?.. Тут такая история. В эпоху бобберов, славные 50-е, когда пионеры кастомайзинга еще не увлекались удлинением вилок, все было относительно спокойно - власти не чинили самодельщикам технических запретов и ограничений. Но в 60-х вилки стали расти в длину устрашающими темпами. И когда после выхода на экраны "Беспечного ездока" этот вирус переметнулся из Америки через океан, законодатели Старого Света цацкаться не стали, а просто-напросто запретили это дело. Где это видано, чтоб по дорогам цивилизованной Европы передвигались клоуны на мотоциклах, чуть ли не половину длины которых составляет передняя вилка! Это ж вам не цирк! И не Америка, прости Господиѕ Разумеется, энтузиасты плевали на запреты, но в общем и целом над длинными вилками с огромным углом наклона навис большой такой официальный кирдык.

Но есть на карте мира такая интересная страна - Королевство Швеция. А когда говорим о Швеции, что приходит на ум в первую очередь? Сплошь неприличные и нелогичные для нашего человека вещи, как-то: шведский социализм (когда хорошо всем), шведский стол (когда можешь есть сколько влезет), шведская семья (когда можешь ну, с этим ясно) Или вот шведская стенка, тоже странная штука: к ней ставят, а не расстреливают. Нонсенс! Короче, в Швеции как-то не так - не сказать плохо, но подозрительно по-иному

Поэтому тот факт, что Толле Дениш, о котором чуть ниже, являлся шведским подданным, почему-то не удивляет. В 1979 году он построил на базе старого BSA чоппер с удлиненной вилкой, установленной в траверсах под углом, существенно превышающим угол наклона рулевой колонки. В общем-то, ничего нового в том не было, не он первый подобное учудил. Но вот в чем закавыка: никто из чопперостроителей тех лет не имел глубоких научных познаний о так называемом трейле и его влиянии на управляемость. Все всё делали на глазок, а потому одни длинновилочные мотоциклы управлялись плохо, другие - очень плохо. Стоит заметить, что тогдашние шведские законы позволяли не более чем 35-градусный угол наклона вилки, что, сами понимаете, для радикальных чопперистов органически неприемлемо. А поднимать рулевую колонку ради удлинения вилки все выше и выше - тоже не выход: силуэт таких мотоциклов становился все более карикатурным, а уж о какой-то функциональности здесь не могло быть и речи. К тому же существовала серьезная опасность, что они скоро начнут застревать в туннелях и под мостамиѕ Толле действовал основательно. Начал экспериментировать с различными комбинациями углов наклона вилки и колонки, что-то лихорадочно рассчитывал и испытывал на практике, и конце концов остановился на формуле: "43-градусный наклон рулевой колонки +7,21 градуса в траверсах = около 50 градусов наклона вилки".

Пора объяснить, что такое "трейл" (но немного - от точных наук у меня кружится голова и подташнивает). "Трейл" ("след") - расстояние между точками пересечения с уровнем земли двух воображаемых линий, одна из которых - продолжение продольной оси рулевой колонки, а другая - вертикаль, проведенная через ось переднего колеса. Когда "трейл" слишком мал - это плохо, слишком велик - тоже нехорошо. Мотоцикл либо мерзко ведет себя на малых скоростях, либо "колбасится" на больших. Жуть! А когда "рейк" больше 40 градусов, "трейл" надо однозначно уменьшать, что, в свою очередь, тоже чревато - отрицательный "трейл" влияет на управляемость самым безобразным образом ("безобразный образ" - круто, да?). Короче, беда еще та. (Все, уже муторноѕ)

И для чего это все Толле надо было? Оказывается, цель прямо-таки святая - доказать законникам их вопиющую неправоту. Убедить, что на управляемость мотоцикла влияют не отдельно взятые угол наклона рулевой колонки или угол наклона вилки, а, если можно так выразиться, передняя геометрия мотоцикла оптом. И знаете, что самое интересное? Настырный мужик до того достал официальные инстанции, что в 1982 году Шведский дорожно-транспортный институт (VTI) провел серию сравнительных испытаний управляемости Толлевского BSA и BMW, стоявших на вооружении местной полиции. Результат всех ошеломил: чудо, оборудованное с сущим беззаконием вместо вилки, показало лучшие результаты, чем серийный мотоцикл! Но вот что самое поразительное в этой истории: государственные эксперты признали, что на управляемость мотоцикла влияет не угол наклона вилки, а "трейл" - и на этом основании ограничение на "рейк" из законодательства было изъято! Невиданное дело! То есть, по сути дела, был дан зеленый свет "фрикам" на аппаратах с вилками любой длины.

А герой-освободитель Толле, не будь дураком, быстренько основал компанию Tolle Scandinavian Motorcycles AB, которая и сегодня авторитетнейший производитель чопперных "угловых" траверс и "шведских" вилок в сборе.

Тогда же, в 80-х, вырисовались и другие элементы того, что нынче принято называть "шведским стилем". Попробуем, раз уж сегодня окунулись с головой в науку, разложить все по полочкам:

1) Ну o-очень длинная вилка-телескоп, реже - рычажный спрингер, установленная под большим наклоном.

2) Относительно низкий в отличие от тех же американских "хай-неков" силуэт мотоцикла.

3) Рама-"хардтейл".

4) Часто - демонстративное пренебрежение передним тормозом и передним крылом.

5) Выпускная система - стволы-прямотоки, преимущественно строго горизонтальные, по схеме "2-в-2".

6) Заднее колесо - умеренной ширины. До сих пор, как дань стилю, не редкость автомобильные шины (знают ли наши чопперостроители-"бюджетники", что работают чуть-чуть "по-шведски"?). Классический вариант - 15-дюймовое колесо от "Фольксваген-Жука".

7) Ярко выраженный "сисибар" (то есть высокая спинка для пассажира).

8) Привод - цепью. Оставим споры о том, что лучше, - цепь или ремень. Просто так надо! К тому же "шведский" чоппер должен быть максимально узким, а цепь поуже будет, чем ремень, - факт.

9) "Спрокет-брейк", то бишь задний тормоз, где в роли диска выступает звездочка.

10) И последнее. Но далеко не последнее по важности. Желательно использовать какой-нибудь ретро-V-твин - Knucklehead, например, или Panhead. Ведь "шведский стиль", хотя его и нельзя однозначно приписать к "олд-скулу", все же имеет явно выраженную ностальгическую окраску.

Подпишитесь на «За рулем» в