Изобрести мотор

ИЗОБРЕСТИ МОТОР

иллюстрации из

архива редакции

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ АНТИКИ ДЛЯ ДВС

Идея "поженить" 2-тактные и 4-тактные двигатели зародилась давным-давно. Еще 100 лет назад американский инженер Чарльз Найт предложил конструкцию 4-тактного мотора без клапанов: газообмен осуществлялся через окна в стенках цилиндра, как у 2-тактника. Двойные гильзы, ходившие вверх-вниз, перекрывали окна во время такта сжатия и рабочего хода. На типичных для тех времен оборотах (1500-2500 об/мин) система работала прекрасно, и ее наперебой кинулись покупать производители роскошных машин (Daimler, Minerva, Panhard et Levassor) - ведь моторы системы Knight отличались завидной бесшумностью. Когда же скорости стали выше, механизм ушел на архивную полку в раздел "Технические курьезы".

Интересная, однако, полочка! Время от времени современные инженеры вытаскивают оттуда древние чертежи, выбивают из них пыльѕ Ба, идейка-то здравая! Вот и бесклапанный 4-тактный мотор с распределительной гильзой пригодился. За него принялись конструкторы из английской компании RCV Engines Ltd., "созданной" вокруг этой идеи (RCV - от Rotating Cylinder Valve, "вращающийся цилиндр-клапан").

Собственно, в названии компании и зашифрована "изюминка", отличающая современную версию от конструкции Чарльза Найта: вместо двух гильз, движущихся вверх-вниз, одна вращающаяся. Ее соединяет с коленвалом шестеренный механизм, причем скорость ее вращения вдвое ниже, чем у коленвала. Как работает такой мотор - вполне понятно из схемы. А в чем выигрыш? Прежде всего, такой моторѕ проще, чем традиционный - с верхним распредвалом и тарельчатыми клапанами. Англичане скромно оценивают: их детище примерно на 20% дешевле в производстве, чем традиционный двигатель сравнимой мощности. Поскольку нет возвратно-поступательно движущихся клапанов, а гильза вращается равномерно, то меньше уровень вибраций. Проходное сечение окон в стенке цилиндра больше, чем у клапанов в головке, - лучше газообмен. Необходимость размещать клапаны больше не влияет на форму камеры сгорания, так что ее можно сделать наивыгоднейшей формы, с большими областями "сквиша" ("сквиш-эффект" - это когда при подходе к верхней мертвой точке поршень вытесняет смесь из узких "окраин", и возникающий вихрь интенсивно ее перемешивает). Так что инженеры RCV Engines обещают еще и снижение расхода топлива, а также более чистый выхлоп.

И это не простые обещания. Компания уже выпустила 8500 подобных двигателей, правда, дляѕ авиамоделей, рабочим объемом от 9,5 (именно так!) до 20 смз. Но недавно она получила заказ на разработку подобного мотора рабочим объемом уже 125 смз. Знаете, от кого? От китайцев! Тайваньская компания Motive Power Industries, известная (в том числе и в нашей стране) своими скутерами PGO, ухватилась за идею обеими руками! Первые прототипы показали обнадеживающие результаты.

Подпишитесь на «За рулем» в