"японо-скул"

"ЯПОНО-СКУЛ"

фото

Rodeo Manufacturing Inc.

Как их только в Европе и Америке не называют - и "самурай-байки", и "банзай-байки". Того и гляди, назовут "харакири-байки". Японцы, подозреваю, только посмеиваютсяѕ Посмеиваются, а сами знай себе - точат свои катаны да кодзукиѕ Так уж получилось, что японский "олд-скул", заявивший о себе совсем недавно, во второй половине 90-х, как-то незаметно превратился в классику жанра. И вот уже кастомайзеры из других стран совершенно не стесняются говорить о своих работах "японский стиль". Свежий пример: на европейском чемпионате-2006 по кастомайзингу* на сопроводительных табличках к сильнейшим "олдскульным" работам - Zeroesque английской мастерской Krazy Horse и итальянцев Marilyn из OSM (Old School Motorcycles) - откровенно указали: "японская школа". А Синью Кимуру, шефа теперь уже культовой компании Zero Engineering, почитают сегодня ну прям как живого классика и олд-скул-гуру.

Как тут не вспомнить Ясуёси Чикадзаву, он же Чика, с грохотом прорубившего окно в Америку? Это же глыба! Серьезно говорю. Мало кто в ретро-кастомайзинге обладает столь безупречным вкусом. И пусть его считают теперь американским мастером, но мы-то с вами понимаем, что к чему. Разрез глаз опять же...

А ведь в Японии есть еще Bratt, Chicara Motorcycles**, Hot-Dock, Kokoro, Light Sports, MC Upper, Motor Cycle Den, Shiun Craft Works, Vegasѕ Вон их сколько! И это не просто перечисление названий в алфавитном порядке (кстати, оцените - старался, расставлялѕ), и не жалкая попытка автора блеснуть своей пугающей эрудицией - названные компании действительно обладают огромным творческим потенциалом. Есть, правда, один нюансец: все они завернуты на "старой школе". Что чревато: не век же "олд-скулу" быть наимоднейшим трендом!

Как бы то ни было, японский кастомайзинг на подъеме. Ежегодное кастом-шоу в Иокогаме набирает обороты и явно становится авторитетным форумом мирового уровня. Кого здесь только не встретишь! Тут тебе и сам Билли Лейн из Choppers Inc., и большой знаток кастом-культуры и коллекционер ее двух- и четырехколесных образцов Билли Гиббонс из группы ZZ Topѕ Тусэ, одним словом. Не удивительно, что недавно организаторы чемпионатов мира и Европы по кастомайзингу уравняли "права" шоу в Иокогаме с выставками в Бельгии, Испании, Италии, Франции, Швеции и Канаде - оно превратилось в нечто вроде отборочного тура чемпионатов. Так что ждите: число японских участников будет расти. Напомню, в прошлом году в Лас-Вегасе был замечен только кастом Salty Bonnie, сооруженный в японской конторе Shiun Craft Works.

...А пожалуйте в гости к компании Rodeo Manufacturing Inc., яркому представителю островной кастом-школы.

Рафинированному эстету покажется безвкусным столь откровенное "америкосство" в названии: мол, родео, йо-хо и прочее кантриѕ Не судите строго. Взять, к примеру, джинсы: их названия - сплошь "американские". А попробуй найди сегодня индивида, который верит в то, что шьются они в США. Можно верить в НЛО, в снежного человека, можно верить даже в то, что НЛО - это и есть снежный человек с жидкостным ракетным двигателем в кормовой части. Но, уж простите великодушно, верить в джинсы "made in USA" - перебор. Так что предлагаю сойтись на том, что "Rodeo" - приличное название. При желании в нем даже услышишь японское: "ро-део". При сильном желании

Компания основана в декабре 1994 года. Причем, не в Калвер-Сити, штат Калифорния, а в японском городе Такасаки, где и по сей день находятся ее основные производственные площади и штаб-квартира. Заостряю внимание на местоположении потому, что многие, в той же Америке, ошибочно считают Rodeo американской конторой, основанной выходцами из Японии - по аналогии с Chica Custom Cycles. Вот и в книге известного американского чоппероведа Майка Сита "Outlaw Choppers" мы обнаруживаем ту же версию. В чем же причина сей путаницы? Ясность внес на плохом, но доходчивом английском владелец Rodeo Manufacturing господин Сатоси Симицу. (Вы, наверное, знаете, что изъясняться на хорошем английском теперь не модно? Я вот тоже в последнее время предпочитаю плохойѕ) Рассказал, что дело было так. В свое время хорошую прессу в США получил белоснежный и изящный, что называется "чистых линий", чоппер Zero (ох и любят же японцы свой одноименный истребитель времен Второй мировой!) с "харлеевским" мотором Knucklehead 1938 года выпуска. Мотоцикл этот построил Йоси Ханнья, представлявший тогда Rodeo в Америке. А фирма к тому времени, между прочим, располагала в Калифорнии вполне приличным хозяйством - двумя кастом-шопами и небольшой фабрикой по производству собственной линии аксессуаров и запчастей. Вот народ невзначай и подумал, что Йоси - всего лишь шеф исконно калифорнийской компании Rodeo. А она что ни на есть японская. Мало того, на родине компания Rodeo Manufacturing известна как серийный (пусть и с приставкой "мало-") производитель: сотню аппаратов в год, слава Богу, покупателям отгружает. В остальном мире об этом мало кто знает. Ничего удивительного, вспомните многообразие "экзотических" моделей, предлагаемых японскими авто- и мотопроизводителями на внутреннем рынке, но почти не известных "на материке". Знающие люди не дадут соврать: там такое попадается, что пальчики обгложешь.

Rodeo на свои мотоциклы устанавливает в основном V-твины старейшего американского "альтернативного" моторостроителя - компании S&S Cycle. Модельная гамма неприлично широка. Все, само собой, не выходит за рамки "олд-скула", зато во всех его, скула, проявлениях. А еще на выбор несколько вариантов баков, рулей, выпускных систем, колес и шин. Без бутылки сакэ разобраться в этом изобилии невозможно. (Без большо-о-ой такой бутылки - сакэ, сами знаете, напиток не шибко крепкий...)

Подпишитесь на «За рулем» в