Реинкарнация поллюции пубертатного периода

РЕИНКАРНАЦИЯ ПОЛЛЮЦИИ ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА

фото

Евгения МИХАЙЛОВА и Дмитрия ТЮРИНА

HONDA NS400R, музейный спортбайк

Начну с воспоминанийѕ На дворе 1987 год, мне 16 лет, я учусь в столичной мотошколе "Восход" и брежу мотоциклами. Пластмассовый шлем с "челюстью" и козырьком за 28 рублей уже куплен, кожаная летная куртка отнята у предка. Мотоцикла еще нет, но хочу его так, что аж ноги сводит. Какая отрада спасет истерзанную душу? Перечитывание книги "Ремонт и эксплуатация мотоциклов "Ява" и собирание вырезок из буржуйских журналовѕ Не помню, сколько жвачек "Кофейный аромат" я отдал за это, но это того стоило - рекламная листовка необычного мотоцикла: цветная бумажка с иероглифами (видимо, описанием) и картинками. Листовку явно кто-то подрезал с какого-то стенда. Прелести на черно-белых фотокопиях иллюстраций из "Плейбоя" и картинки, подсмотренные в щель двери девичьей раздевалки физкультурного зала, померкли перед сексуальной мощью обычного листа формата А4. То, что на листовке, было даже лучше "Днепра" без коляски, который считался пределом совершенства, и даже лучше черной "Хонды" с крестами на баке (о ней ходила страшилка: будто бы ни один, кто на ней ездил, не выживал - такая она мощная)ѕ Ах, этот бело-синий мотоцикл! Он не был похож ни на что из того, о чем можно было вычитать в журнале "Техника молодежи" или высмотреть с экрана телевизора "Рекорд". Листовка поселилась на стене моей комнаты и просуществовала до нынешней поры, пережив несколько переездов, свадьбу, развод и рождение детей.

Соичиро Хонда всю жизнь не любил двухтактники и всерьез к ним не относился. Когда из памяти людей, не переживших ни единого в жизни сотрясения мозга и регулярно поедающих богатую фосфором рыбу, все-таки стали стираться воспоминания о последних победах в Гран-при на мотоциклах с 4-тактными моторами, у Хонда-сан созрел секретный план: сделать 8-цилиндровый четырехтактник на 500 "кубиков" - и порвать всех, как тузик грелку. Момент готовности чертежей совпал с принятием нового регламента соревнований: теперь в моторах могло быть максимум 4 цилиндраѕ Чертежи срочно переделали: смежные пары круглых цилиндров объединили в овалы (формой напоминающие беговые дорожки вокруг футбольного поля), а в них елозит вверх-вниз овальный же поршень, соединенный с коленвалом двумя шатунами. 8 клапанов и 2 свечи на цилиндр - такие навороты тогда никто, кроме компании Honda, себе позволить не мог. Более 200 патентов было защищено при проектировании и производстве гоночного, а затем и "гражданского" варианта серии NR!.. Но это не помешало ему с треском провалиться в чемпионате Гран-при. Даже безграничного гоночного таланта Фредди Спенсера не хватило, чтобы заставить это чудо побеждатьѕ Сосчитав количество нулей в смете проекта, Хонда-сан твердым шагом направился в Сан-Узел с мечом для сепуку. Но был остановлен духами: те нашептали великую тайну: "Два такта рулят!"

В год дебюта (в 1983-м) 500-кубовый 3-цилиндровый двухтактник серии NS, пришедший на смену овально-поршневому недоразумению, выиграл чемпионат, жестоко поглумившись над более мощными 4-цилиндровыми "Ямахами" и "Сузуками". Так "Хонда" с триумфом ворвалась в зал славы Гран-при.

Два года спустя "гражданскую" версию "по мотивам" чемпионского аппарата выбросили на рынок. Мотоцикл был очень сложным, высокотехнологичным и дорогим, и сделали их не так много. Но бесспорно то, что зарубку на ветви мировой истории мотоциклизма аппарат оставил очень заметную.

Попробую перечислить его уникальные черты. Это первая модель дорожного мотоцикла для внешнего рынка с никасилевым покрытием стенок цилиндра (аббревиатура NS - Nickel-Silicium* - и дала название мотоциклу), алюминиевой рамой и полноценным обтекателем. Самый большеобъемный двухтактник, выпускавшийся Honda для дорог общего пользования. Первая реплика гоночного мотоцикла с точным повторением раскраски и логотипами спонсоров.

И вот еще почему он особенный: это первый и последний спортивно-дорожный двухтактник Honda не для гонок (в отличие, например, от NSR250), а для души. В том же 1985 году Suzuki выпустила GSX750R, резко загнувшего направление развития мотоциклов совсем в другую сторонуѕ И новорожденная стремительная рептилия всего за год превратилась в окаменевшего ящера: вскоре NS400R сняли с производства. Уже тогда на треках безраздельно господствовали VFR750R-RC30, а Тадао Баба видел во снах демонов, вооруженных мечами с огненными лезвиями

Прошло каких-то 15 лет. Листаю я как-то каталог мотоциклов издательства "За рулем" - и тут на меня смотрит мечта всей юности: заочно любимая ничуть не потеряла своего шармаѕ Знаете, чем отличается редкий мотоцикл середины 80-х от исполнительницы роли Алисы Селезневой в фильме "Гостья из будущего"? Мотоцикл не стареет. Сейчас он точно такой же, как тогда, каким ты его запомнил. А "Алису" ты не узнаешь и не вспомнишь, даже если в самолете будешь в соседнем кресле лететь. Хотя 20 лет назад по силе эмоционального воздействия на мозг подростка эти образы были сравнимы.

Мысль "я его хочу!" возникла тут же и безоговорочно. Вопрос только в том, где найти это чудо. На протяжении трех лет я оставлял депозиты у торговцев японским секонд-хэндом, причем вместе с цветными фотографиями для визуализации заказа - чтобы на аукционе не проворонили. Просматривал объявления о продаже в прессе, напрягал знакомых и друзей - не видели ли у кого-нибудь? И уже когда я отчаялся было и опустил руки, мотоцикл сам меня нашел. Чистый и красивый, он ждал в ровном ряду близких и дальних "родственников" в теплом подземном мотосалоне. Суток хватило, чтобы наскрести необходимую сумму денег, убедить директора салона, что такой хлам и раритет он никогда не продаст никому другому, сбить цену на 10% и вывезти сокровище в свой гараж. Я был счастлив как папуас, нашедший калейдоскоп.

Мне стыдно: за прошедший сезон я выехал на нем всего три раза, и только однажды относительно далеко. Не все грани его характера раскрыл, но и того немногого понятого хватит, чтобы поделиться.

Иные представители нового поколения мотоциклистов со словом "приход" ассоциируют цветные таблетки или волшебные папиросы. Как же это убого! Бывают и мотоциклетные "приходы" - когда при откручивании ручки газа сначала просто идет ускорение, а потом - бам! И ты с вытаращенными глазами сидишь на сиденье пассажира, вцепившись в руль, как полотнище флага вцепляется во флагшток, и от абсолютного сходства с флагом тебя спасает только то, что ты сжал колени и потому не болтаешься на ветру. Подобное возможно только на двухтактниках. Когда со мною впервые это случилось на NS400R, я испугался: не соскочило ли с креплений седло, не грозит ли мне скользить задом по асфальту в позе чоппериста? Да, если ты на четырехтактнике, ничего похожего случиться не может. По современным меркам, у этого мотора просто комичный диапазон рабочих оборотов - от 7500 до 10 000, а ограничитель срабатывает уже на 10 750. До 7500 двигатель как бы тоже есть, но ноги сами собою настойчиво ищут педали, чтобы ему помочь. Зато при переходе стрелки тахометра за эту магическую отметку он резко "взрывается радугой фруктовых ароматов" и сносит голову водителя начисто. Если активно "маслать" лапкой 6-ступенчатой коробки передач, не позволяя стрелке опуститься, то получается двигаться очень динамично, на уровне "свежих" "шестисоток". Коробка, кстати, работает плавно и "по-хондовски" четко, но ступенька при переключении с первой на вторую могла бы быть не столь явно выраженной. Возможны недовтыки и вылеты второй передачи - действовать надо твердой и уверенной ногой.

Модель -

Honda NS400R

модельный год -

1986.

Общие данные:

сухая масса -

190 кг

высота по седлу -

760 мм

колесная база - 1385 мм.

Двигатель:

3-цилиндровый, 2-тактный, V-образный

рабочий объем -

387 смз

максимальная мощность -

72 л.с. при 9500 об/мин

максимальный крутящий момент - 53 Н.м при 8500 об/мин.

Система питания:

3 карбюратора

Keihin

Ø диффузора -

26 мм

система охлаждения - жидкостная

система запуска - кикстартер

система смазки - раздельная.

Трансмиссия:

сцепление - многодисковое, в масляной ванне

коробка передач - 6-ступенчатая

главная передача - цепью.

Ходовая часть:

рама - диагональная, из алюминиевого сплава

передняя подвеска - телескопическая,

Ø 39 мм,

ход -

114 мм

задняя подвеска - маятниковая, с моноамортизатором, прогрессивной характеристикой,

ход колеса -

104 мм

передняя шина -

100/80ZR16

задняя -

110/70ZR17.

Тормоза:

передний - 2-дисковый, с 4-поршневыми скобами

задний - 1-дисковый, с 2-поршневой скобой.

Подпишитесь на «За рулем» в