Хочешь стать истуканом?

ХОЧЕШЬ СТАТЬ ИСТУКАНОМ?

фото

Totti Motori

Роскошь ни на кого не оглядываться позволит себе тот, у кого любое движение шеей вызывает физический дискомфорт. Второй и последний вариант - если в глубинах сознания еще и застряла формула "оглянулся - пуп надулся". Нужен он вам, этот символ слабохарактерности - надутый пуп? А может, есть вариант № 3?..

Не знаю, есть ли в итальянском языке эквивалент нашенскому леденящему кровь проклятью (типа "оглянуцци - пуп надуцци"), но Роберто Тотти из Болоньи, один из самых, на мой взгляд, ярких и непредсказуемых мастеров Италии, сроду ни на кого и ни на что не оглядывался (его шея и пуп - в норме). Невозмутимый, аномально немногословный для итальянца синьор с неизменной сигарой в углу рта не принадлежит ни к кастомайзерской тусовке, ни к стритфайтеровской. Ни вообще к тусовке (дурацкое все-таки слово!). Он сам по себе. Только он и его сигара

Стоит ли после этого оговаривать, что творчество Тотти эклектично? Построив свыше двадцати оригинальных аппаратов, он и не думает заморачиваться на каком-либо определенном "каноническом" стиле. Серьезные гоночные машины, реплики "классиков", кастомы, кафе-рейсеры, файтеры - никаких табу.

История Totti Motori началась аж 33 года назад. Роберто тогда специализировался на подготовке малокубатурных двухтактников для "кольца". Наподготавливал до того, что мотоцикл с доведенным Тотти 75-кубовым моторчиком Sachs непринужденно "делал" соперников в гонках местного значения. Роберто взял да и занялся "гряземесительными" аппаратами: вплоть до середины 80-х основной его "темой" оставались кросс и эндуро. А где-то в конце десятилетия, нутром учуяв, откуда вот-вот подует сильный ветер, стал экспериментировать с кастомизацией "харлеев". Что лукавить, ничего выдающегося первые опыты не дали, что-то не срасталось. И тогда будучи, доложу я вам, мужиком не глупым, Тотти отчетливо осознал: надо в жизни что-то менять. И поменял, да еще как! Свернул к лешему свой вполне успешный бизнес и махнул на три года в Америку. "Не сядзiцца у хаце хлопчыку маломуѕ", как писал белорусский поэт Якуб Колас. За океаном Тотти успел поработать в таких серьезных заведениях, как Arlen Ness Enterprises, Storz Performance и Carl's Speed Shop. Познакомившись с легендарным Крейгом Бридлавом и став свидетелем его безумных "пуляний" на рекордном Spirit of America, Роберто подсел на народную американскую забаву - скоростные заезды по дну высохшего соленого озера Бонневиль. Заостряю внимание: это как раз тот вид спорта, в котором на соперников не надо оглядываться - ты гоняешься только сам с собою. Как специально для Тотти придумано!

Вернулся он в родные края с солидным багажом, состоящим из: бороды, сигары, такого же, как до отъезда, то есть никакого, английского* и самым ценным - бесценным практическим опытом и массой идей. Справедливо решив, что ну ее, городскую суету, в окрестностях Болоньи приобрел просторный, в четыреста "квадратов", дом и обосновался в нем с женой Чинцией, собакой, коллекцией мотоциклов и немалым набором станков и инструмента. Хотя Totti Motori номинально считается теперь "one-man company" - "компанией из одного человека", Роберто привлекает для черновой работы пяток местных механиков, а организационной (куда ж ей деваться!) - Чинцию. (Мало того, этот тиран приучил ее ездить на "Спортстере"! Чинция воспринимает проделки деспота философски - она ведь психологѕ А знаете, когда один супруг психолог, а другой псих, или же оба психологи, или, что встречается чаще, оба психи, семья получается крепкой.)

И Тотти поперло - в хорошем смысле слова. На переломе веков стали рождаться интересные работы в файтерском стиле - такие, как No Chrome на агрегатах Harley-Davidson. Окромя чистого творчества, Роберто с превеликим удовольствием и с не меньшим мастерством ведет реставрацию "классиков". В его мастерской постоянно на "омоложении" по нескольку "Триумфов", "Нортонов" или "Харлеев". Особой любовью пользуются BSA и Moto Morini. В 2003 году Тотти даже представил публике "нейкед" Moto Morini собственной конструкции - с двигателем компании Motori Franco Morini объемом 124 смз, эффектной хром-молибденовой рамой от Golinelli, "перевернутой" вилкой Paioli и задней подвеской на моноамортизаторе Biturbo. Замечу, это случилось еще до того, как после многочисленных и болезненных потуг легендарная марка Moto Morini восстала из пепла. Глядя на сегодняшние Moto Morini Corsaro 1200 или 9 1/2, мы видим, что Тотти двигался в абсолютно правильном направлении - именно так и должен выглядеть настоящий Moto Morini образца 2003 года.

В 2001-м наш герой приступил к воплощению своего самого оригинального проекта - Kentucky Board Track, мотоцикла в стиле американских гоночных машин для дощатых треков, а-ля 20-е годы. Как в воду глядел: не пройдет и трех лет, как этот стиль станет остро актуальным в мировом кастомайзинге. Тотти строил мотоцикл неспешно, без малого два года, но с большой долей уверенности можно сказать, что пионером "тренда" стал именно наш персонаж (хотя тема 20-х затрагивалась в кастомайзинге и раньше - вспомним Nesstique Арлена Несса начала 80-х). А вскоре понеслось: Bellerofonte от Филиппо Барбакане, "рейсеры" Фреда Круггера и чемпионские мотоциклы Роджера Голдэммера

Вот что любопытно, на Kentucky установлен не V-твин (ему, казалось бы, тут и место), а 900-кубовый 4-цилиндровый мотор от Honda Bol d'Or. Почему? Да просто: лучшие моторы в мире, по мнению Тотти - однозначно 4-цилиндровые "японцы", а совершеннейшие из них - Honda. "Использовать "харлеевский" или "индиановский" движок было бы проще, - говорит Роберто. - Но это уже было!" Действительно, все самые популярные у гонщиков начала прошлого века "борд-трекеры" - будь то Harley-Davidson, Indian, Excelsior или Cyclone - оснащались исключительно V-твинами (диву даюсь, и как это тогда народ не додумался использовать японские "четверки"?).

Kentucky - абсолютно жесткий мотоцикл, без подвесок вовсе, равно как и без таких излишеств, как стартер, передний тормоз или какой-нибудь там аккумулятор. Зато в наличии незаслуженно забытые, по мнению Роберто, механизмы - магнето и кочерга ручного переключения передач. Как, спросите, этот 4-цилиндровый велосипед заводится? Известно как - с толкача. Прошу прощения, способом "пуш-старт". А почему, поинтересуетесь вы, итальянский мотоцикл с японским мотором называется "Кентукки"? Вот и Тотти поначалу все донимали этим вопросом. Отвечал так: "Во-первых, звучит круто! Во-вторых, название штата не затаскано в мотоциклетном мире. А главное потому, что в Кентукки делают хороший виски!" Для меня особенно убедительным прозвучал последний аргументѕ А еще, оказывается, в болонезском диалекте тоже есть слово "kentaki". (Американцы свой штат называют "Кентаки", а не "Кентукки". По неведению, наверное: нам-то лучше знать, как его называть правильно.)

Подпишитесь на «За рулем» в