По гаревому кругу
фото
автора
НЕ ДОСЛУШАВ ПРОПОВЕДИ...
Гонки по гаревой дорожке, или просто спидвей, появились в начале ХХ века, ими поразительно быстро "заболели" едва ли не все страны. Годом рождения вида считается 1923, когда австралиец Джон Хоскинс, имевший в своем распоряжении казенный мотоцикл, решил прохватить "с ветерком" в компании друзей. Лучшего места для гонок, чем местный ипподром, не нашли. Все так и прошло бы незаметно, если бы не воскресный день и расположенная неподалеку церковь. Рев моторов заглушил звуки церковного органа, и прихожане, позабыв о службе, устремились на звук. То были первые зрители свежеиспеченного вида мотоспорта. Сам Хоскинс поначалу испугался аншлага, однако вошел во вкус, и благодаря его усилиям уже через пару недель о "гонках на ипподроме" говорили во всех окрестностях.
Заезды мотоциклистов стали регулярными, энтузиасты взялись вырабатывать правила спидвея. Постепенно география соревнований расширялась, и вскоре им стало тесно на австралийском континенте. На очереди стояла Европа.
В Северном полушарии первая гонка состоялась в 1928 году на островах Туманного Альбиона, а уже в 1929 году в Англии же появилась и первая командная лига. Вскоре по всему континенту стали организовывать команды и проводить чемпионаты.
Сейчас гонки по гаревой дорожке наиболее популярны в Польше, Англии, Швеции, Дании, Чехии и России. Среди гонщиков высшего класса есть и американцы, и австралийцы. Однако основное место их работы - Европа: нынче Старый Свет - центр мирового спидвея. Здесь множество лиг и чемпионатов, в которых вправе выступать спортсмены со всего мира и разного уровня.
МАШИНКА ДЛЯ ЭКСТРИМА
С технической точки зрения, спидвей здорово отличается от других видов мотоспорта. Чем именно? Разобраться поможет гонщик латвийского клуба "Спидвей-Центр", вице-чемпион Европы среди юниоров Кястас Пуоджукс:
- Мотоцикл для спидвея представляет собой композицию минимального набора деталей и агрегатов, обеспечивающую попадание гонщика со старта на финиш за максимально короткое время. Органы управления - только рычаг сцепления и ручка газа. Мотор - одноцилиндровый, 4-клапанный, объемом 500 смз, с максимальными оборотами около 10 000-11 000 об/мин в зависимости от модификации. Двигатели для спидвея производят две фирмы: чешская Jawa и итальянская GM. Передача всего одна, за счет чего упрощается вся конструкция. Для тренировок, особенно на начальном этапе, используют 125-кубовые машины, но для "взрослых" тренировок и тем более гонок - только "пятисотки". Более того, для соревнований высокого уровня устанавливают тюнингованные двигатели. Например, доводкой моего занимались финские мастера. Применив свои фирменные секреты, они добиваются некоторого улучшения характеристик мотора. В каком случае и какой мотор использовать - это решает сам спортсмен, по обстановке: все зависит от состава конкурентов в гонке, от ее рейтинга. Если он невысок, то никто не станет расходовать потенциал тюнингованного двигателя.
Больное место спидвейной машины - цепь. Нагрузки она испытывает очень высокие, поэтому ее состояние нужно постоянно контролировать. Новую цепь никогда не ставят на гонку: новая - "темная лошадка". А разрыв цепи - довольно частая причина схода гонщика с дорожки. Сначала ее обкатывают на тренировках, тщательно осматривают и лишь после того "допускают" в заезд.
Что же касается подвески, то в мотоцикле лишь один амортизатор - в передней вилке. Его конструкция достаточно неординарна в сравнении с обычными байками. Он служит в большей степени для лучшей управляемости мотоцикла, чем для комфорта. Заднее колесо закреплено на раме жестко: поскольку большую часть трассы оно идет в заносе, то лишние колебания ему ни к чему.
И вообще, заднее колесо заслуживает отдельного рассказа. Но если коротко, то оно почти всегда пробуксовывает (причем, "от души") и при старте, и при прохождении поворотов. Поэтому покрышку приходится прикручивать к ободу саморезами - чтобы не сорвало. В силу таких жестких условий баллона хватает всего на два заезда. В первом стачивается левая половина протектора - шину поворачивают, оставшейся "половины" хватает еще на один заезд. После соревнований "слик" либо выбрасывают, либо оставляют для тренировок.