Сапог-скорокат

САПОГ-СКОРОКАТ

фото

авторов

Аппарат очень похож на детский самокат с двигателем, выросший до такого размера, что взрослые дядьки на нем рассекают по бездорожью, а лучше бездорожья как "среды обитания" для этого творения не сыскать.

Когда подбирали движки-"полтинники", устанавливали Д8М, потом тот, что на Jawa-50. Но оказалось, что вседорожному самокату их "лошадок" маловато. Напрягли мозг - выбрали 125-кубовый BriggsandStratton. Привод - на переднее колесо.

Динамика этой 45-килограмовой 5-сильной машины - только держись, и разгоняется она до 80 км/ч!

Купили стандартный 8-дюймовый диск и са-а-амую большую покрышку от ATV "легкой" серии. От колес зависит проходимость и плавность хода, тем более, что подвески отсутствуют ("суперсухарь"!). Заднее колесо небольшое, 5-дюймовое, но довольно широкое, чтоб не проваливалось на зыбком грунте.

Двигатель установлен на передней вилке. В самой вилке траверсы и перья - сварная "коробчатая" конструкция из листовой стали толщиной 3 мм. Перья - тонкостенные стальные трубы: правое диаметром 29 мм, левое - 60 мм, потому что оно еще иѕ глушитель. Руль крепится к двигателю болтами головки цилиндра. Мотор как элемент рамы для "больших" мотоциклов - решение уже стандартное. Но у нас самокат единственный в своем роде, в нем все оригинально.

Задняя часть аппарата соединена с передней вилкой короткой осью диаметром 25 мм. На ось надеты два стандартных конических подшипника. Рама складная, чтобы самокат не загромождал помещение и его было удобно хранить (как сапоги - в тумбочке). Над задним колесом щиток: он "работает" и как крыло, и как опора для ноги.

Тормоз, представьте, только один, переднийѕ Понимаем, звучит жутковато, но задний тормоз на аппарате такого рода неэффективен. Зато передний хорош! Он ленточный, действует через элементы трансмиссии, поэтому попасть в "стоппи" на самокате практически невозможно. (В этом месте любители стант-выпендрежа огорченно вздохнули.)

Трансмиссия состоит из установленного непосредственно на шейке коленвала центробежного сцепления, ведущей звездочки и огромной ведомой звездищи, закрепленной, чтобы упростить и облегчить конструкцию, прямо на ободе колеса. (Такая же трансмиссия на спортивном карте не выглядит столь ужасающе из-за малого диаметра колес.)

Вот, собственно, и все: "сапог" готов к самокатству. Осталась мелочь - чуть форсировать движок. Мы же не газонокосилку строили! Ну и заменили карбюратор, настроили выпускную систему, "добавили" звука, увеличили степень сжатияѕ Оснащать мотор всевозможными "примочками" можно, но только "для души", ибо для дела он в них не нуждается. Поэтому и бюджет проекта - всего несколько сотен евро. Все. Погнали!.. И вскоре уразумели, что на "сапоге" вовсю гонять не стоит - когда дело дойдет до торможения, не всякий с ним справится...

Не скажу, что нам удалось создать всепролазный внедорожник: в грязь на нем не забирались. Но на проселках, лесных тропах, асфальте, а самое захватывающее - по диким песчаным пляжам - носится как угорелый. Вот горки приходится штурмовать с разгона - сказывается отсутствие КП. Да и гибкость режимов работы нижнеклапанного 4-тактного двигателя имеет свои пределы.

Подпишитесь на «За рулем» в