Страдания по монарху
фото
компаний-производителей
POWER-CRUISERS: ПОКОЛЕНИЕ-2006Yamaha V-Max: ПО ПРАВУ СИЛЫ
Его дебют невозможно было проморгать - это событие сродни извержению Кракатау (тогда, говорят, земля тряслась несколько дней). Его появление вызвало толки на десятилетия. Счастливчики, которые первыми узрели его выход на публику, поначалу могли выдавить из себя лишь междометия (все, что было сказано членораздельного, запикано цензурой). Такая мощь! Такая страсть! Такой дизайн!
Да-да, это все о нем - фантастическом Yamaha V-Max, который недавно отпраздновал - страшно подумать! - четвертьвековую годовщину. 145 л.с. от V-образной "четверки" - да и в наши дни не все спортбайки могут похвалиться такой мощьюѕ А теперь представьте, что на дворе - 1984 год. Мотоциклы впервые примерили пластиковые обтекатели, алюминиевые рамы - только на гоночных снарядах (и то не на всех). Самый мощный и брутальный байк тех времен - 122-сильная Honda VF1000R, способный выжать аж 250 км/ч! И вдруг появляется громила и на прямике делает эту "ракету" как малыша в подгузниках. И при всем при том он ни на что не похож! Журналисты, которым непременно надо записать новинку в какую-нибудь клеточку классификации, сломавшись, уходят в запой. Увы, незнамо им пушкинское: "Как беззаконная комета в кругу расчерченных светилѕ". Да, жил бы Александр Сергеевич в наше время - стал бы байкером: как тонко чувствовал!..
Но сколько ни пей, а поставить выскочку "на место" надо. И записали его в категорию чопперов, круизеров, дрегстеров и прочей американоподобной нечисти. Кастом, короче. Хоть и заводской. И подвели под это базу: дескать, с управляемостью у новичка беда (что правда - то правда: не могло это шасси переварить всю мощь необузданного мотора). А какой еще мотоцикл мотает седока по всей ширине трассы, ничуть за свои выходки не краснея? Конечно, "америкос", подлая его душа!
Обладатели "оч.умелых" ручек тут же кинулись лечить родовые болячки и пустили в ход шаманские Showa, Ohlins, Spondon и еще целый набор первоклассных тюнингеровских "зелий". По их мнению, для того V-Max и создан, чтобы его переделать в нечто достойное. А слишком принципиальные (или слишком ленивые - часто это одно и то же) вопили, что нечего "икону" подправлять, что настоящий мотоцикл таким и должен быть - необузданным, лихим и чуток непредсказуемым. А если совладать со своей тачкой не можешь, то не фиг и за руль садиться!..
В таких развеселых дискуссиях и промелькнула четверть века. И то, что V-Max теперь устарел, стало ясно даже самым рьяным апологетам. Он еще не сошел со сцены окончательно: в США до сих пор - на рынке. Но в Европу с ее жесткими экологическими нормами ветерану путь заказан.
Самое фантастическое в этой истории: за все время никто не бросил вызов королю V-Max. Никто не попытался его воспроизвести, скопировать, спародировать, в конце концов. Зато возникло параллельное течение: power-cruisers, "мощные круизеры", с более традиционной "американистой" внешностью, моторами достойной мощности (от 100 л.с. и выше) и с управляемостью, за которую не стыдно (и с которой не страшно). Harley-Davidson V-Rod, Honda VTX1800, Yamaha Warrior, Kawasaki Mean Streakѕ Нынешний сезон привел еще нескольких претендентов на престол.
Yamaha XV1900 Midnight Star: РЕВЕРАНС ТРАДИЦИОНАЛИСТУ
Вот тут въедливый критик и возопит: "Пардон, пардон! Какой, к черту, power-cruiser? Это же традиционный "америкос" - тяжел, неповоротлив, маломощен". На что отвечу: "Остынь, родной! Сто л.с. в двух "горшках" почти по литру каждый способны так рвануть - мало не покажется. Мощность мощностью, а крутящий момент и особенно характер его изменения - отдельная наука. Прикинь: пик мощности - на 4250 об/мин (всего-то!), а максимум крутящего момента - на 2500 об/минѕ Один мой знакомый, хороший инженер, уверяет: если у мотора есть хотя бы 60 Н.м момента, о гибкости характеристики можно уже и не волноваться - такой всегда вытянет. А здесь - больше 160 Н.м!"
Вообще-то, это как-то даже не по-японски. Совершенно американский подход: зачем заморачиваться со всякими высокотехнологичными штучками? Вдвинь мотор побольше - и все проблемы решишь одним махом (ну, разве что кроме экономичности). Но японцы не были бы самими собою (то есть потеряли бы лицо - а страшнее этого для восточного джентльмена ничего нет), если бы поддались соблазну выбрать наипростейший способ и создали нечто уникальное - традиционалиста в стиле хай-тек.
Итак, что имеем? "Литровую" мощность - 54 л.с./л, это меньше, чем у "беременной антилопы", пардон - вазовской "десятки". И целый клубок вызывающе архаичных решений: воздушное охлаждение, привод клапанов штангами от расположенного внизу распредвала (схема OHV), коробка передач в отдельном блоке. Прям, средневековье какое-то! Но при всем при том - 4-клапанные головки цилиндров с двумя свечами на каждую, кованые поршни, изощренная система смазки с отдельными контурами и масляными насосами для двигателя и коробки передач, впрыск топлива и, наконец, мощностной клапан EXUP в системе выпуска! И оцените, как выполнена система подавления вибраций - столь же изящно, сколь и заумно. Традиционные балансирные валы, проходящие через весь картер, массивны и занимают много места. Потому ихѕ располовинили: слева груз, соосный с коленвалом, справа - короткий балансирный вал. Общий эффект такой же, как от двух полноценных валов.
Раму при всей ее "дуплексной" традиционности сплели из совершенно необычного для круизеров материала - алюминиевого сплава. Так же, как и маятник задней подвески. Обратите внимание: горизонтальный моноамортизатор "спрятан", отчего подвеска производит впечатление жесткой, но при этом он соединен с маятником через рычажную систему, создающую прогрессивную характеристику. Словом, конструкторы проявили щедрую заботу о ходовых качествах мотоцикла. Распределение массы на переднее/заднее колеса - 49,6/50,4% - считай, как у спортбайков. Колеса - литые, 12-спицевые и размер почти спортбайковский: 18 дюймов спереди и 17 - сзади. Что ни говорите, а не прост новичок, ох не прост...
Suzuki Intruder M1800R: СУЗУКИН СЫН
Два года Suzuki выдавала за свой мощнейший круизер на самом деле "братский" Kawasaki Mean Streak. Но вот решилась "вывести в люди" родного сыночка. Детинушка хоть куда! Отметим для начала его явное родствоѕ со спортивным Suzuki SV1000! Посмотрите на двигатель: V-twin с алюминиевыми цилиндрами, покрытыми по зеркалу фирменной композицией SCEM (никель-фосфор-кремний-углерод), два распредвала, четыре клапана и две свечи в каждой головке, кованые поршни, система смазки с сухим картером, впрыск топлива с двумя дроссельными заслонками на цилиндр, мощностной клапан на выпуске. И характерная система привода верхних распредвалов с двумя цепями и промежуточной звездочкой - чтобы уменьшить габариты механизма.
Такой силовой агрегат установлен в шасси, а оно тоже не из захудалых. Впереди - телескопическая вилка перевернутого типа, с картриджной начинкой, маятник задней подвески изготовлен из алюминиевого сплава и соединен с моноамортизатором рычажной системой, создающей прогрессивную характеристику. Тормоза - словно спортбайковские: с передними скобами радиального типа. В отличие от Yamaha Midnight Star, "сузукин сын" не спешит примерять на себя одежды ретрограда: он подчеркнуто динамичен и современен в каждой детали, от цифровой "приборки" до заднего фонаря на светодиодах.