Две ноги на трех «ногах»...
Россияне не признают формат утилитарного скутера: перевезти какой-никакой груз, смотаться за покупками – только на автомобиле. Едва ли кто-нибудь из наших владельцев Honda Gyro X использует их по назначению – покупают для покатушек. «Грузовая машинка для прогулок? – удивитесь вы. – Это странно». За что же ценить Gyro X?
Внешний вид – козырь. Придется привыкнуть к тому, что, завидев его, прохожие и автомобилисты улыбаются, а кто-то и показывает пальцем. А барбос, живущий рядом с моим гаражом и всегда лающий на громогласные мотоциклы, когда я подъехал на трехколесном мопеде, впал в ступор и забыл погавкатьѕ Весело и водителю Gyro X: едешь, чему-то глупо улыбаешься и никак не можешь «сделать» суровость на лице. Магия какая-то!
Никогда я не позволял себе ездить на двухколесном транспорте с включенным плеером – музыка отвлекает от дороги. Но как только сел за руль Gyro X, руки потянулись к кнопке «On» на «музыкальной шкатулке»! Скут трехколесный – можно.
Дизайн Gyro X создан аж в 1982 году. С тех пор мода изменилась, и «воинствующий кубизм» в этом Honda уже смешон. С другой стороны, каждая деталь функциональна – украшательств нет. Все подчинено одной задаче: перевезти груз. На забавной квадратной «морде» изначально размещался багажник, но хозяин, предоставивший мопед для теста, снял его. Такой же металлический багажник и за седлом, на задней «тележке». Именно на него прагматичные японцы складируют всевозможный скарб, крепят резиновыми жгутами и транспортируют. Но не надейтесь найти свободное пространство под седлом, какое обычно есть на японских скутерах, – у Gyro X там бензо- и маслобаки.
На ходу этот «трайк» великолепен! В один момент я вдруг не удержался и начал двигаться слаломом между линиями пунктирной дорожной разметки – и наслаждался. Повод для кайфа прост. Двухколесная задняя «тележка» с расположенным внутри двигателем шарнирно соединена с передней частью, которая вместе с водителем кренится в поворотах. Чтобы скутер не «складывался» на стоянке, рычагом Parking lock мопед фиксируется в трех положениях: вертикально и с наклоном 50° вправо и влево. Тот же рычаг блокирует задние колеса – чтобы скутер не укатился (или чтобы не укатили).
Оригинальное крепление задних колес к раме поднимает управляемость Gyro X на потрясающий уровень. Но к своеобразию мопеда надо привыкнуть: на скорости задняя часть «погуливает», и люфт приходится контролировать. «Виляние хвостом» происходит, когда наезжаешь одним задним колесом на неровности дороги: оно приподнимается, и перекашивается вся «тележка». Ничего пугающего в этом нет, повторю: к своеобразию поведения «кормы» надо привыкнуть.
Название Gyro – сокращенное от gyroscope, что означает «гироскоп». Думаю, конструкторы назвали мопед не в честь известного эффекта: наверное, так звучит какое-нибудь японское слово. Потому что от гироскопа в Honda Gyro X как раз меньше всего. «Писать» при прохождении поворотов красивые дуги, как на спортбайке, не получится: Gyro X «не любит» подолгу оставаться в наклоненном положении. Ему не хватает скорости, чтобы держать крен, – и он медленно заваливается. Возможно, повинны в том и расшатанные шарниры. Будь они поновее, увереннее сопротивлялись бы наклону – чуть пружиня и тем самым создавая эффект обратной связи с водителем. Зато приятно разворачиваться: мопед, как большая юла, может кружиться на пятаке площадью в один квадратный метр.