Крутизна 40%
фото
автора
У эксклюзивных мотоциклов не простая судьба. Не милует она и полноприводные мотовездеходы. Казалось бы, без них не обойтись спецназу, пограничникам, лесникам, эмчеэсникам, экстремалам и мототуристам... Но нет, невостребованными остались американские "Роконы", да и покоритель Эльбруса сверхпроходимый "Баксан" не у дел: ни одного предложения пустить его в производство. Видать, их время еще не пришло. Тем не менее, есть энтузиасты, которые уверены, что такие машины еще как пригодятся, и продолжают конструировать и испытывать. А тесты самые немилосердные.
После такого зачина представлю главных действующих лиц. Борис и Александр Ивасюки и иже с ними Григорий Гуменный - конструкторы уникального аппарата из городка Городок (это он так называется) Хмельницкой области Украины. Сам аппарат - многоцелевой полноприводный мотоцикл-трансформер Civar 2х2: конструкция позволяет устанавливать на него колеса различного диаметра и ширины, даже гусеницы или шины-пневматики, любой двигатель отечественного мотопрома мощностью от 5 до 30 л.с., 2- и 4-тактные. Уникальность конструкции и в том, что в ней использованы дешевые комплектующие нашей техники.
Проект возник не на голом месте: Григорий Гуменный участвовал в создании полноприводного мотоцикла "Баксан-80 2WD", на котором команда редакции "Мото" заехала на Эльбрус. Название Civar образовано из букв фамилии общего предка изобретателей, талантливого инженера и механика.
У многих народов существуют горы, которые считают национальными святынями. У французов это Монблан, у кавказцев - Эльбрус, у японцев - Фудзиямаѕ Для украинцев такая святыня - возвышающаяся над Карпатами Говерла (2061 метр). Подъем на нее без груза не представляет особой сложности, не требует альпинистского снаряжения. В течение сезона на гору за сутки обычно заходят сотни туристов из Украины, России, из разных стран Европы.
На мотоциклах никто не заезжал. Пробовали - не смогли. Казалось бы, не так уж и высока Говерла, но средний уклон составляет 40%, то есть на каждые 100 метров продольного пути склон уходит вверх на 40 метров. А чтобы лучше представить, что это за ужас, вспомните рекламу "Audi Quattro - 25 лет", которую сейчас крутят по многим телеканалам: автомобиль заезжает (снизу вверх!) на лыжный трамплин. В конце рекламного ролика появляется надпись: уклон - 39,5 %... Так вот наш карпатский уклон в 40 % - это в среднем. Но есть участки и покруче, а тропа превращается в трассу для триала.
Кого посадить за руль? Заехать на национальную гордость Украины должен "свой" - это понятно. Но, к сожалению, ни сам Григорий, ни его рукастые и головастые помощники по части сделать мотоцикл-уникум не обладают соответствующим классом езды. И тут вспомнили: совсем рядом от Городка, в Тернополе, живет экстремальный водитель, мастер спорта по спортивному туризму Роман Мартынюк. Наш читатель должен помнить его имя: он первым из жителей бывшего СССР совершил кругосветное путешествие (см. "Мото", № 3-2005), а кроме того, только вернулся из трансазиатского турне на "Днепре-16". Однако главный аргумент в пользу Романа как пилота-восходителя - у него был опыт покорения Говерлы на мотоцикле "Иж-49". Правда, в тот раз "чисто" заехать не смог: перед вершиной аппарат разобрали и затащили на макушку по частям. Значит, будет шанс реабилитироваться и "сделать" гору.
Роман согласился, но заявил: восхождение может стать суперэкстремальным, если не сказать больше - шансов заехать ничтожно мало. Ведь в выбранную для штурма пору, середину октября, очень вероятен плотный туман, возможен снег, а при нулевой видимости восхождение, даже пешее - слишком рискованное дело. Недавно гора приняла две человеческие жертвы. Случилось это в те дни, когда избранный на пост президента Украины Виктор Ющенко предпринял восхождение на Говерлу. Хотел вот так, красиво начать свое президентство, уж как ни создавали условия его многочисленные помощники, но Гора не подвластна воле ни секьюрити, ни правителей.
Пару слов о своем участии в экспедиции. Решил не просто выполнить журналистское задание, но заодно и поддержать форму - отправился в Карпаты с мотоциклом "Баксан-80 2WD". После Эльбруса вездеход подолгу не застаивался: я месил на нем непролазную грязь Селигерского края, попробовал каменистую тундру Заполярья. В готовности техники я был уверен.
Городок покидали целой колонной - на пяти автомобилях. Для славных людей, соорудивших Civar, поездка стала долгожданной наградой за их бескорыстный труд в течение года. Андрей (Микитыч) - это мастерская и железо, Борис и его сын Александр компоновали аппарат на компьютере, Сергей и Нелли помогали с компьютерными программами, Григорий дни и ночи напролет работал руками. Коллекционер советских мотоциклов Юра взялся доставить Civar на своем джипе к подножью горы.
В Тернополе к нам присоединился автомобиль с "кругосветчиком" Романом Мартынюком и двумя его добровольными помощниками - Марьяном и Петро, а также двумя журналистами... Опять 13 человек! Это "счастливое" число участников экспедиции преследует меня с "Каравана". В пустыне все обошлось без ЧП, надеюсь, и сейчас обойдется.
К вечеру равнинные пейзажи сменились горами. Тем, кто не был в Карпатах, скажу: это самые настоящие горы, с перевалами и бурными речками, облаками, закрывающими вершины, и ни с чем не сравнимым воздухомѕ Свет фар уперся в шлагбаум - дальше начинается территория Карпатского заповедника. Сумев легко доказать, что наше восхождение ничем не навредит природе, получили разрешение на въезд.
С утра узнали прогноз погоды: с завтрашнего дня должны начаться затяжные дожди. Если метеорологи не ошиблись, то на восхождении можно ставить крестѕ Стали собирать продукты - сало, цибулю (лук), бараболю (так в западных областях Украины называют картошку), хлеб. Для полноты натюрморта не хватало только горилки. Такой "провиант по-украински" вызвал бы усмешку у матерых горников: эко излишество! Они ведь считают каждый грамм поклажи, и потому травят брюхо концентратами и сублиматами. Но если с нами многочисленная группа поддержки, и в традициях обмывать результат (каким бы он ни был), то пусть и несет провизию!.. Впрочем, для моего "среднерусского" желудка меню с непременным компонентом - салом - не меньший экстрим, чем всякие сублигадости.
У начала крутого подъема стоит крестьянский домик. Мы попросили хозяев присмотреть за машинами, а сами навьючили мотоциклы, наших "шерпов" вырулили на дорогу. Не на саму Говерлу - до горы еще нужно добраться. По этой дороге, по словам местных, в последний раз ездил ГАЗ-66 с цепями на колесах - иначе не проехать. Не столько из-за крутизны, сколько из-за глубоко промытых колей. На мотоцикле ехать по колее удобно, в ней - как по рельсу, но то и дело натыкаешься то на огромное бревно, то на камень. Заманчиво передвигаться между колей, на возвышенности посередине, но уж больно эта дорожка ненадежна - то сужается до десятка сантиметров, то поперек промыта ручьями. А ведь ни на секунду не сбросишь газ: подъем идет без перерывов, на скользком если остановишься, - не тронешься.
Наконец, въехали в роскошный ельник, крутизна подъема здесь уменьшилась. Встречались даже горизонтальные площадки, однако почва болотистая, самые топкие места кто-то умостил поперек уложенными бревнамиѕ Выехали из леса - впервые увидели Говерлу во всей красе. Со всех сторон ее окружают другие вершины, две из них выше 2000 метров. Облака плывут чуть нижеѕ Хороша-то хороша, но нам еще столько до нее добираться! Пока погода позволяет, поторопимся.
На полуторакилометровой высоте небольшой пологий луг, брошенное стойбище - с десяток строений с дощатыми крышами. Большинство сарайчиков предназначено для скота, но в трех, если судить по аккуратно заделанным полиэтиленом щелям, останавливаются туристы. В каждой хибаре стол, сколоченный из досок лежак на пять-шесть тел, и даже очаг в углу - его топят по-черному. Стены испещрены надписями с именами героев, здесь побывавших, и мест их проживания, но кругом чистота и порядок. Лучшего места для базового лагеря не придумаешь.
Перекусили (кусок хлеба, огромный ломоть сала и цибуля, от которой глаза на лоб полезли), оставили лишние вещи и - вверх.