Приключения на $1 000 000
фото
автора и Вернона СТРАТТОНА
Участие "простых смертных русских" в пробеге поначалу не планировалось. И доблестный коллектив "Мото" два месяца кряду согласовывал мое участие в проекте White Nights Ride (WNR), или "Ралли белых ночей". Я расписал дотошным англичанам свою биографию буквально с пелёнок, а в гарантийном письме на имя вождя племени отважных путешественников - лорда Николаса Фейрфакса обещал не запятнать свою репутацию и репутацию всей группы. Впервые в жизни я дал клятву в письменном виде.
Представляю проект - идея мотопробега по России грандиозна и нашей душе приятна. Она принадлежит ему, лорду Фейрфаксу. Он собрал английских аристократов и к ним приближенных простых граждан, не рядовых, опять-таки, журналистов-соотечественников, чтобы пересечь страну от Владивостока до Санкт-Петербурга на мотоциклах BMW R1150GS Adventure. Цель - привлечь российских меценатов к филантропии в собственной России. Получилось: на благотворительность собрали порядка 1 000 000 долларов. Причем из Англии поступила лишь десятая часть, остальные средства предоставили российские организации. Крупнейшим спонсором выступил фонд "Династия" Дмитрия Зимина: он предоставил львиную часть денег. Попечитель фонда Борис Зимин лично проехал за рулём мотоцикла самый сложный участок пути от Владивостока до Иркутска (неотложные дела вырвали его из наших рядов - он вынужден был улететь).
За распределение средств отвечал российский филиал английского Фонда помощи CAF. В каждом из 24 субъектов Российской Федерации, в которых мы побывали, целый ряд организаций получил средства на реализацию социальных проектов - тем, кому без денег едва ли не смерть, а иным и без "едва ли".
Теперь представлю участников проекта. В команду вошли 17 человек: девятеро ехали на байках, остальные - на четырех автомобилях cопровождения. Мы уже писали в "Мото", кто есть кто. Но теперь, когда я с ними съел полпуда соли, характеристики могу дополнить.
Лорд Николас Фейрфакс - лидер команды и ее идейный вдохновитель. Он владеет компанией Hart, которая вот уже более 20 лет страхует и охраняет советские, а сейчас российские торговые суда за рубежом. По характеру он очень спокоен. Мотоциклетный стаж Николаса невелик (что особенно замечаешь при движении по городу), но он ни разу не пожаловался на усталость. Хотя поводов было хоть отбавляй.
Леди Роуз Сесил, дочь маркиза Соусбери, - единственная ехавшая на мотоцикле женщина. Художник, она доставала на привалах лист бумаги и рисовала - делала эскизы людей, строений и т.д. Опытная мотопутешественница, она объездила всю Африку, Южную Америку, Китай и Тибет. Ее мотоциклетный стаж - 27 лет. Идеально держала колонну и строй в шахматном порядке. Я видел, что зачастую ей было тяжело весь день проводить в седле, к вечеру, бывало, еле стояла на ногах. Но старалась не подать виду и всегда оставалась приветлива и добра. Я в жизни не встречал столь сильных женщин!.. Мировая! Титулованная особа (ее титул даже повыше, чем у Фейрфакса), сама ставила палатку, готовила еду, мыла посуду… Но лучше всего у нее получалось "строить" лордов - она назначала дежурства по кухне.
Принц Николас фон Пруссен, внук кайзера Вильгельма II, родился в Англии (сюда его родители эмигрировали из Германии после прихода к власти Гитлера). В прошлом танкист британской армии. Высокий, статный: издалека видно - аристократ. Но даже без малой доли снобизма. Скажем, на пресс-конференциях он из врожденной скромности старался усесться подальше - не любит выставлять себя на глаза публики.
Кевина Сандерса пригласила в ралли BMW. Он владелец компании Globebusters, которая устраивает мототуры в страны Латинской Америки на мотоциклах BMW R1150GS. Имя этого веселого и неприхотливого парня дважды занесено в Книгу рекордов Гиннесса - он объехал вокруг света на вышеуказанной модели мотоцикла за 19 дней и стал первым, пересекшим американский континент от самой северной точки до самой южной.
Голландец Рон Пайп живет в Англии давно. Его судоходная компания Nedloid доставила из Великобритании мотоциклы и автомобиль BMW, провиант (в том числе два ящика со сникерсами).
Самый пожилой участник - Вернон Страттон, он готовил фоторепортаж о ралли. В нескольких городах по нашему маршруту прошли его фотовыставки.
Тим вон Халле - потомок немецких аристократов, давний друг Фейрфакса и фон Пруссена. Хороший водитель, всегда весел и непринужден. Внешне - "истинный ариец", даже характер местами нордический. С принцем Николасом фон Пруссеном они создали собственный "элитарный клуб". Выглядело это так. Когда ставили палатки, они разворачивали собственные одноместные тенты. Пока орава голодных и холодных бегала - искала-рубила-собирала дрова, элита хладнокровно потягивала виски и попыхивала кубинскими сигарами. Причем уже переодетые в белые сорочки и цивильные брюки. Мы не воспринимали их поведение ни как показуху, ни как хамство по отношению к остальным. Просто они такие - прекрасно понимали, что хворост соберут и без них. Но к помывке посуды и готовке регулярно прикладывали руки. Тим также выполнял обязанности кассира англичан - везде расплачивался за всех.
Руперт Мюррей отметил в пробеге 36-летие. Он кинорежиссер и заядлый мотоциклист. По родному Лондону передвигается исключительно на мотоцикле. Руперт снимал документальный фильм о пробеге.
Виктор Эмери, или просто Вик, разменял седьмой десяток, но подчас ему можно было дать лет двадцать - он активный и легкий на подъем: если останавливались у озера, бежал на лед, в деревне несся общаться со старичками, естественно, на языке жестов. Уроженец Канады, олимпийский чемпион 1964 года по бобслею, он уже давно живет в Англии. Во всех застольях самые искрометные тосты - его. Последние 17 лет увлекается мотоциклами.
Остальные в команде - российские волонтеры, те, кто вели автомобили, охраняли. Это Дмитрий Дуюнов из Владивостока, Михаил Батхан и его жена Светлана Лузан (ее все участники пробега, включая принца, называли просто "мама"), их 15-летняя дочь Ксения поехала в качестве переводчика. Дорогие тела "лордов" охраняли Александр Аксенов (за внушительные габариты англичане прозвали его "Фридж" - "холодильник", в честь знаменитого американского игрока в американский футбол) и Максим Кожевников. Мастер спорта по ралли-рейдам Денис Данилочкин вел BMW X3 и вез Вернона Страттона с его видео- и фотоаппаратурой. Ну и автор этих строк по прозвищу Любер - я вел колонну, наблюдал за родовитыми иностранцами в условиях российской действительности (чтобы об увиденном рассказать читателям "Мото"), мыл посуду и смешил англичан своим английским.
Из Владивостока до Хабаровска с нами ехал, тоже на мотоцикле, Его Высочество принц Майкл Кентский, патрон пробега. По секрету он сказал мне, что последний раз ездил на двух колесах еще в колледже. Принц похож на Николая II - родство королевской династии Стюартов и русских царей Романовых дает о себе знать. Ему 62 года. Он сдержан, неплохо говорит по-русски, но разговаривать с прессой без переводчика все-таки не решался - боялся попасть впросак. Во Владивостоке терпеливо не отвечал на вопросы представителей прессы, пока не подошел переводчик. Принц Кентский и Николас фон Пруссен мало пьют. Но фляжку спирта по случаю дня рождения последнего одолели.
Стартовали из Владивостока, а первую остановку сделали в Уссурийске. Весь ходовой день лил сильный дождь, 670 км дались трудно. Оттуда - к получателю денежного гранта - в Центр реабилитации диких животных: здесь помогают тиграм, медведям, рысям и лисам, пострадавшим от браконьеров или по причине неосторожности матушки-природы.
Вскоре после Биробиджана асфальт закончился, пошло месиво из гравия, битой скалы, глины и песка. И это на полторы тысячи км, почти до самой Читы! Дорога считается федеральной, поэтому некоторые участки ремонтируют. Но отъехав от Биробиджана километров двести, попали на дичайший off-road (потом оказалось, это самый критичный участок на маршруте). Представьте: кусок трассы длиною в пару километров, состоящий из довольно глубокой "гребенки", обильно смоченный водой и удобренный глиной. Пробирались чуть ли не пешком. Пару раз леди Роуз Сесил показала миру "уши". Я пытался было вернуть байк в исходное положение, но сделать это в одиночку невозможно: во-первых, байк с амуницией весит больше 300 кг, а во-вторых, центр тяжести этого монстра расположен на рекордной даже для эндуриков высоте. Работавшие неподалеку бульдозеристы ржали (не двинувшись, чтобы помочь): "Рановато начали падать!" Действительно, ведь мы были только в начале пути.
В городке Облучье остановились в гостинице напротив горы Любви - местной достопримечательности. Все влюбленные парни (мужчины, старики) выкладывают на ее вершине имена любимых принесенными снизу булыжниками (если хватает сил любви и физических). Не медля ни минуты, Виктор Эмери понесся на гору… У выставленных перед отелем мотоциклов вмиг собралась толпа пацанов и тут же на УАЗе подъехал начальник местного РОВД - настоял на том, чтобы мы перегнали мотоциклы в гараж во дворе РОВД: "Лучше я вам сейчас окажу эту услугу, чем завтра буду принимать заявления о порче или краже имущества".
…По двухполосной гравийке я двигался во главе колонны и сигнализировал следующим за мной о ямах и прочих неожиданностях. Те покорно глотали пыль, летящую из-под колес моего байка, и вдруг - встречная машина. Увел свой ряд вправо и на скорости 90 км/час влетел на кучу гравия. Руль подвернулся, и мы с байком полетели кувырком. У мотоцикла: оторвало заднюю подвеску, порвало клапанную крышку, разбило стекло, поцарапаны бока. У меня: разбило шлем, порвало одежду, я растянул мышцы шеи. Легко отделался. Кевин Сандерс поставил диагноз: сломанную дюралевую консоль, которая держит заднее колесо и внутри которой находится кардан, не починить - только менять. Группа осталась ночевать на реке Зея, а меня на попутке отправили в ближайший город. Здесь оказалось, что единственный в городе мастер, способный ремонтировать мотоциклы, в тот день уехал в Якутию. Созвонились, договорились, что мотоцикл я оставлю в его мастерской. Только через 24 дня в Екатеринбурге я получил отремонтированный аппарат… А пока я оказался безлошадным. Что может быть хуже для байкера! Но команда меня поддержала: лишние руки на мытье посуды не помешают… По-настоящему же выручил Борис Зимин: мы с ним по очереди, через день, ехали на его мотоцикле.
Чем дальше от Приморья, тем быт поселений все аскетичнее. Контраст между городами и глубинкой поражал англичан. Как-то остановились на ночевку в небольшом мотеле недалеко от поселка Сиваки. Поселок - три дома и баня. Дома холодные, спали на полу в спальниках по 6-7 человек в комнате, в бане я впервые парился разглядывая звезды сквозь щели в потолке.
На перегоне Сиваки-Сковородино трасса шла вдоль железной дороги, и машинисты поездов, завидев наш караван, приветствовали гудками. Чем удивили англичан: в Великобритании запрещено гудеть без особой надобности.
60-летие Победы отмечали в тайге. Съехали с "федералки", разбили лагерь, выпили с союзниками по войне. А потом устроили конкурс хорового пения между русскоязычной и англоязычной "диаспорами". Русскоязычное ансамблевое исполнение "хитов" ("День Победы", "Катюша"…) давалось легко и непринужденно, англичанам пришлось сложнее. Их песни рассчитаны на многоголосие, что затрудняет выступать слаженно без репетиции. (Да, мы, в России, и "репетируем" чаще.). А Вик и вовсе норовил затянуть канадский гимн, но кто ж его знает на память!.. В честь победителей (в войне) мы зашарашили такой фейерверк, что, думаю, на фоне бескрайней тайги нас могли видеть из космоса.
В Читинской области дорога ох как коварна: ее словно специально посыпали острой дробленой породой (догадываюсь, по заказу шиномонтажников). Мотоциклам хоть бы хны, но автомобили резали колеса каждые полтора-два часа. Через каждые 10 км - шиномонтажки (заказчики посыпания дорог?), у дверей каждой - очереди. Шиномонтажники здесь короли и не снисходят до того, чтобы менять колеса в трезвом уме. Пьяны все поголовно!
Пошли знаменитые забайкальские степи с не менее знаменитыми Даурскими казацкими станицами… Даже если бы я мог, то не понадобились бы мои рассказы о местностях, которые поезжали и пролетали. Каждого аристократа снабдили толстенными путеводителями по России на английском языке, и большую часть информации я сам получал то от Тима вон Халле, то от Вернона Страттона, то от Рона Пайпа. Они знали все - о численности населения, о градообразующих предприятиях, среднегодовой температуре воздуха…
Наконец-то! За 100 км до Читы начался долгожданный асфальт. Думаю, больше других радовался своими железными мозгами маленький BMW X3, на котором, по мнению Тима вон Халле, впору разве что детей возить в школу - но не более!.. В Чите мы заехали в местный детский дом (здесь оставили подарки) и в детскую больницу. Здесь мы сделали над собою усилие, чтобы держаться молодцом. Дело в том, что между городами чаще ночевали в палатках, от ночного холода две трети участников группы чихали и кашляли. Но в среде детей - ни разу.
Бурятия поразила обалденными видами - горы, реки с огромными поймами!.. Не доезжая 30 км до Улан-Удэ, над рекой возвышается скала Спящий лев. Если будете в тех краях, попробуйте заехать на нее на мотоцикле - нам с Борисом это удалось. А ведь здесь уклон - на 45 градусов. После героического мотовосхождения на Льва англичане называли нас не иначе как "сrazy guys" - сумасшедшие парни.
В Улан-Удэ команду встречали на центральной площади - той самой, где установлена самая большая в мире голова Ленина (в смысле памятник). Самодеятельные коллективы устроили концерт - выступали бурятские национальные и казацкие коллективы. Население региона состоит из двух больших групп - собственно бурятов и староверов, которые поселились здесь с незапамятных времен… К этому времени принц Николас выучил по-русски фразу "реалний чувак" и не преминул блеснуть познаниями на пресс-конференции. Произвело впечатление.
Исключительное внимание к участникам пробега подчеркнула экскурсия в буддистский храм Иволгинский Дацан. Английским аристократам продемонстрировали нетленное тело ламы Тегилова. Это одна из самых больших загадок человечества. Он умер в 1927 году, но за почти век на нем не появилось и следа тлена. Для буддистов всего мира тело ламы - почитаемая святыня.
На подъезде к Иркутску другая преприятнейшая неожиданность: практически в полном составе нас встречал мотоклуб "Байк.All" во главе со Стасом, вождем байкаловцев - "байколловцев". Именно с Иркутска (так уж сложилось) повелась традиция въезжать в крупные города в сопровождении байкеров из местных клубов. Мои "принцы" не ожидали подобного "респекта" со стороны российских мотосообществ. Парни из "Байк.All" нянчились с нами и развлекали круглые сутки. Да еще как! Скажем, отвезли в музей деревянного зодчества, в котором собрана целая деревня из казацких изб, сараев и бань XII века. Вот, где наша художница Роуз набралась сюжетов - все рисовала, рисовала…
В Иркутске мы встретили еще двух англичан-мотопутешественников - Джона Рэймонда и Николаса Лэнга. Оказалось, они дружны с нашими "лордами", больше того, собирались ехать с нами, но не сложилось, и отправились по "ускоренному" маршруту - из Лондона во Владивосток на двух BMW R 1200 GS. Традиционный (да и насущный) разговор о погоде сменила наболевшая тема о русских дорогах. Аристократы, достойно преодолевшие отрезок Хабаровск-Чита, с видом бывалых предупреждали о сложностях, которые только предстояли Джону и Нику.
Здесь же произошла небольшая ротация "кадров". Улетел в Санкт-Петербург полюбившийся всем открытый и жизнерадостный Борис Зимин. На смену ему из Лондона прилетел кинорежиссер Руперт Мюррей (его последний документальный фильм о человеке, ни с того ни с сего потерявшем память, произвел фурор в США). Руперт оказался более чем контактным человеком. В первую же ночь он изрядно "влился" в коллектив, особенно в его русскую часть. Поутру дело едва не дошло до "скорой" - настолько тяжело проходила адаптация.
На железнодорожном переезде, что невдалеке от городка Кутум, ралли чуть не завершилось. Призываю всех странствующих в тех местах моторыцарей быть предельно осторожными! Автодорога подходит к железнодорожному полотну под довольно острым углом, и, если пересекать переезд не перпендикулярно рельсам, то быть беде… Наше форсирование рельсовой преграды прошло по наихудшему сценарию. Я как знаток того, как у нас строят, укладывают асфальт и устраивают ж/д переезды, пересек рельсы под прямым углом. Помню еще и ругнулся, как же широка и глубока (как Волга) колея между рельсами и резиновой подушкой, лежащей между путями. Первая тройка правильных во всех отношениях англичан подъехала к рельсам под острым углом. В самом деле, а как иначе, если так ведет дорога! Передние колеса их мотоциклов попали в колею, подвернулись, рули вырвались из рук - мотоциклы упали. Это были байки Роуз, принца Николаса и Тима. А в тот самый момент автоматические шлагбаумы, как в плохом кино, возьми да опустись с обеих сторон. С высоты стрелочной будки дикий, душераздирающий крик стрелочницы благим матом возвестил о приближении поезда. Перед глазами "принцев" мелькнула вся их жизнь, а по лбу тетеньки-стрелочницы красной бегущей строкой проносилось сообщение о лишении премии за квартал…
Нам не до смеха. Надо отдать должное (а англичане - те должны поклониться до земли) каждому российскому участнику пробега. В тот момент, когда переезд закрылся, они, как один, выскочили из машин и молнией метнулись к лежащим на рельсах мотоциклам. Я рванул с другой стороны. Вырывали аппараты чуть ли не из-под колес поезда. Колеса байков, если хотите знать, глубоко и накрепко засели в колее. Мы их выдирали из рельсов, поднимали аппараты на руки и оттаскивали в сторону. Тем временем Ксюша Батхан подавала сигналы машинистам локомотива путем нехитрых, но активных круговых движений руками - все по учебнику ПДД…
А что "лорды"? Те, кто оставался в седле, окаменели, "голубая" кровь застыла в жилах. Они настолько опешили, что не успели даже слезть с мотиков. Открыв рты и схватившись за сердца, молча наблюдали за происходящим… Они точно были готовы к любому исходу…