II. Остров Мэн – трасса!
Несколько интересных, казусных и трагичных фактов из истории Tourist Trophy
Откуда слово Tourist в названии одной из самых сложных гонок? Потому что идея соревнования возникла, когда верхушка британского авто-мотоклуба возвращалась из Австрии с гонки за Международный мотокубок. Там команда Великобритании с позором провалилась – английские гонщики на практически серийных мотоциклах не могли противостоять специальным гоночным машинам из Франции, Германии и Австрии (по регламенту соревнований мотоцикл мог весить не более 50 кг, и в это практически велосипедное шасси умудрялись втискивать 2-литровые моторы!). Поэтому было решено, в пику организаторам Кубка, устроить соревнования для серийных (как их тогда называли, туристических) мотоциклов – со стандартными седлами, педалями, крыльями и глушителями. Поначалу ввели даже ограничение расхода топлива: не более 3,1 л на 100 км для одноцилиндровых машин и 3,8 л – для 2-цилиндровых.
На первом Tourist Trophy, проведенном в 1907 году, на старт вышли машины двух классов: одноцилиндровые и 2-цилиндровые. Причем такое разделение ввели не потому, что 2-цилиндровые считались заведомо мощнее, наоборот – их признавали более тихоходными. Так и получилось: победитель гонки, Чарльз Коллир на одноцилиндровом 430-кубовом Matchless, прошел дистанцию со средней скоростью 61,5 км/ч, а лучший гонщик среди выступавших на 2-цилиндровых мотоциклах, Рембранд Фоулер на 670-кубовом Norton, показал лишь 58,2 км/ч. К чести гонщиков надо сказать, что такие довольно низкие скорости объясняются тем, что им приходилось несколько раз останавливаться для замены свечей и пробитых шин. Гандикап для 2-цилиндровых моторов отменили лишь в 1912 году, но вплоть до начала 50-х годов одноцилиндровые двигатели доминировали на трассе.
Поначалу гонку проводили на коротком (25 км) кольце на равнинной западной части острова. Дело в том, что в 1905 году состоялись пробные мотосоревнования – и односкоростные маломощные мотоциклы той поры просто не смогли одолеть подъемы! Лишь в 1911 году трассой было избрано так называемое горное кольцо длиной 60 км, охватывающее почти весь остров и по своей конфигурации близкое к современному маршруту гонки. Перепад высот на нем – около 400 м.
Традиционно все классы мотоциклов несут собственные наименования. Поначалу устроители гонки выделили Senior («старший») и Junior («младший»), которые с 1912 года относятся к кубатурам соответственно 500 и 350 смз. В 1920 году добавили категорию Lightweight («легкий») – 250 смз, затем – Ultra-Lightweight («сверхлегкий») – 175 смз в 1924 – 25 годах и 125 смз с 1951 года. В наши дни классификация «слегка» изменена: Senior TT – 1000-кубовые мотоциклы, Junior TT – 600-кубовые. Кроме того, гонщики соревнуются в категориях Superbike и Superstock.