Китайский завод. Взгляд изнутри
И ЭТО – ОТСТАЛОСТЬ? Раз уж упомянули анекдот... Россказней–подначек по поводу «китайской специфики» сколько угодно. Но скажу так: анекдоты, рассказывающие, как китайцы покоряют космос (с помощью рогатки, резинку которой оттягивают 10 миллионов людей) или вырабатывают электроэнергию (те же миллионы в шелковых штанах съезжают по эбонитовой горке), – не более чем смешные побасенки. О чем говорить, если наше знакомство со страной началось с поездки из аэропорта Шанхая до самого города в поезде на магнитной подушке, развившем скорость ѕ 431 км/ч!
Ходят байки о том, что большинство предприятий в стране – приспособленные под производство курятники. Черта с два: все заводы, которые мы видели за время недельного пребывания в стране, – новые. Что на них делают, гадать не приходится: огромные надписи на стенах и крышах корпусов – хорошо известные японские и европейские бренды. Посетив супермаркеты европейского вида, убедился, что 2/3 продающихся в России товаров крупных европейских, американских, канадских компаний изготовлены здесь, в Китае. То же и с автомобилями: японские компании, например, Mazda, собирают здесь свои недорогие модели. По городу ездят Volvo, BMW 3-й серии, несколько моделей GM – все местного производства. Но самое удивительное – большие грузовики и автобусы совершенно не дымят, что, сами понимаете, свидетельствует об их приличном техническом состоянииѕ Так что стереотипы об отсталости и низком качестве китайских изделий теперь уместны разве что в анекдотах.
ЛЮБИМОЕ ДЕТИЩЕ КАПИТАЛИСТА. Мы приехали накануне первомайских праздников. Их здесь отмечают целую неделю, и, чтобы не «зависнуть», посещение завода решили не откладывать. Экскурсоводом выступил сам господин Хуань Шаолинь, владелец корпорации Shining, в которую входят и скутерные заводы Honling. Основное производство – кондиционеры самых разных размеров, автомобильные двигатели, а также автомойки. Но производство скутеров – любимое детище господина Хуаня. И водит он скутер классно – не постеснялся это продемонстрировать: может вести аппарат, оторвав руки от руляѕ Поставлено производство широко – 29 моделей скутеров (в том числе один «крышный») и 9 моделей мотоциклов.
ОТКУДА ДЕШЕВИЗНА. Одна из разгадок дешевизны китайской техники (по крайней мере, собранной в Шанхае, юго-восточной провинции страны) состоит в том, что на производстве нет системы отопления. Нам объясняли: здешний климат к тому располагает. В просторных цехах не видно и кондиционеров. То есть вентиляция естественная. Конструкция корпусов, по нашим понятиям, «картонная», а если и строят основательные стены, то они толщиной в один кирпич. То есть речь о том, что здесь минимизированы расходы по основным фондам. А меньше затраты – ниже цена продукции.