Звездный тандем
Оба дебютировали на чемпионате мира почти в одно и то же время. Моисеев в 1967 году на этапе чемпионата мира в своей первой гонке занял третье место. В следующем году в составе сборной СССР он поднялся на высшую ступень подиума «Кросса наций». Кавинов впервые стартовал на чемпионате мира в 1968 году, однако отличился в следующем сезоне. Причем при интересных обстоятельствах. Один из перерывов между этапами длился месяц. Владимир поехал в отпуск к родителям в Ковров. Когда вернулся, тренер сборной строго спросил:
– Тренировался в отпуске?
– Нет, целый месяц косил сено.
Тренер только покачал головой. Но Кавинов удивил: занял 7-е места на двух последующих этапах, а в третьем выиграл два заезда у самого бельгийца Жоэля Робера – 6-кратного чемпиона мира!
После удачных дебютов на чемпионатах мира Моисеев и Кавинов в течение последующих пяти лет заканчивали сезоны в десятке сильнейших. Много и упорно тренировались, но в генеральной классификации «топтались на одном месте». Причина была объяснима: они выступали на мотоциклах CZ, которые к началу 70-х годов уже уступали по всем характеристикам машинам остальных участников чемпионата. На одном из этапов в Австрии в 1971 году увидели новинку того времени – КТМ. Малоизвестный австрийский гонщик легко выигрывал на нем старты. Кавинов, со школы немного знавший немецкий язык, разговорился с парнем, попросил опробовать мотоцикл.
Юрий Трофимец, в то время тренер сборной СССР, предложил сравнить разгонную динамику КТМ и CZ. Наши парни провели серию пробных стартов, менялись мотоциклами. Оказалось, что на прямике в 50 метров КТМ выигрывал у CZ около пяти метров! Нашим тогда только и оставалось, что мечтать о такой техникеѕ Австриец, в свою очередь, рассказал о результатах бойких русских своим боссам. На следующем этапе чемпионата в расположение сборной Союза явился представитель завода КТМ и предложил сотрудничество. Как не принять! Однако руководство в Москве целый год «тянуло резину»: это же неслыханно, чтобы советские мотогонщики выступали на мотоциклах – страшно произнести! – капиталистической страны!
Не было бы счастья, да несчастье помогло. На этапе чемпионата мира в Голландии два мотоцикла нашей сборнойѕ украли. На чем выступать? Фирмачи будто того и ждали. Их шатер стоял рядом с нашей палаткой, и они сразу же предложили попользоваться их машинами. Виктор Иванович Соколов, руководитель советской делегации, рискнул – без официальной санкции из Москвы дал добро (за что впоследствии и погорел). А тем временем наши гонщики, пересев на новую технику, сразу стали добиваться лучших, чем раньше, результатов. Однако показать всю мощь своего мастерства не успели – сезон уже подходил к концу.
Судьба играет с человекомѕ В конце 1972 года Кавинов, уже «фирменный» гонщик КТМ, возвращался из зарубежных соревнований. В кармане «завалялась» валюта, в переводе на сегодняшние деньги – около 150 рублей (ну не успел отоварить!). Ее он не внес в декларацию. Во время таможенного контроля на границе всех гонщиков тщательно проверили, чего раньше никогда не случалось (вне всяких сомнений, кто-то «настучал»). За это нарушение на Кавинова наложили трехлетний запрет на выезд за рубеж.
Моисеев же на следующий год занял «на мире» пятое место, а в 1974-м выиграл и титул чемпиона. Половину очередного сезона из-за тяжелейшей травмы руки ему пришлось пропустить. Кавинов тем временем в Союзе выигрывал все гонки. Благодаря помощи трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Покрышкина и представителя завода CZ гонщику разрешили участвовать в чемпионате мира.
В 1976-м Моисеев и Кавинов на мотоциклах КТМ заняли в мировом первенстве 2-е и 3-е места соответственно. Однако даже соперники признали: русские ехали лучше всех, и если бы не подводила техника, то завоевали бы первые два места.