Гаражный рок-н-ролл жив!
фото
Павла КОСОЛАПОВА, Надежды ФОФАНОВОЙ и из архива редакции
Термин "гаражный рок-н-ролл" появился не вчера. Это не только музыкальный стиль - образ жизни, а на Западе еще и целая эпоха, несомненно, оставившая заметный след в современной мировой музыкальной культуре. Из "гаража" вышли The Doors и Metallica, Nazareth и Manowar, Black Sabbath и Red Hot Chili Peppers… В их композициях слышен рев двухколесного зверя.
Увлечение мотогонками барабанщика Led Zeppelin - Джона Бонэма по прозвищу Бонзо отразилось в его манере игры. В композиции "Moby Dick" 20-минутное барабанное соло Бонэма - словно "списано" со звуков несущегося на бешеной скорости болида. Умопомрачительная динамика импровизации в одном из видеоклипов: в нем кадры разгона мотоцикла сопровождают барабаны, исполняющие вместе со звуками выхлопа партию "второго голоса". Камера была установлена в том числе и на самом аппарате. Это симбиоз музыки, скорости, страсти… Приверженцы гаражного рок-н-рола познали "первоисточники" этих звуков не в кино. Скажем, лидер группы Nickelback Чад Крюгер на квадрацикле носится по полю с бешеным азартом. Он совершенно не разбирается в устройстве техники и уж тем более в ремонте, но делает все возможное, чтобы ATV развалился на скорости. А еще лучше, если в момент развала мотоцикл будет "по уши в грязи"…
На вопрос, что такое "гаражный рок-н-ролл" найдется тысяча ответов. Джои Демайо из Manowar ближе тяжелый рок, причем только в чистом виде. Red Hot Chili Peppers - приверженцы фанк-джема. Кстати, их звукозаписывающая студия - в гараже басиста Фли. Почему? "В нем удобно: на полу ковер, всякие автомотоштучки висят на стене… Здесь особенный дух." В этом гараже группа записала свой, пожалуй, самый продвинутый альбом - "Californication".
Пит Стил, басист и лидер Type O Negative, купил "доисторический" Harley-Davidson, передвигается на нем по Нью-Йорку, но мечтает сбежать из "Большого яблока": "В этом городе негде ездить!.." Российские рокеры - той же закваски: "Алиса", "Черный Обелиск", "Кроссроудз", "Тайм-Аут", Владимир Кузьмин, Гарик Сукачев - все они начинали в гаражах.
На заре легализации байк-движения в столичном Старопанском переулке была создана "Московская рок-лаборатория". Сперва она представляла собой объединение неформальных рок-групп, а с 1989 года превратилась в самостоятельную концертную организацию. Цель собравшихся под крышей рок-лаборатории музыкантов, художников, фотографов, журналистов, техников и, конечно, байкеров исключительно благородная - искать и находить молодые таланты, создавать условия для их популяризации, развивать концертную деятельность. Критики не раз утверждали в прессе: рок-лаборатория достойно представляет российское музыкальное искусство в нашей стране и за ее пределами. Из "Лаборатории" на большую сцену вышли "Браво", "Черный кофе", "Ва-Банкъ", "Звуки Му", "Шах", "Ногу свело", "Манго-манго", "Крематорий", "Мафия", "Вежливый отказ" и многие другие.
У опытных музыкантов не возникает вопроса, где, на чем и с кем играть. Но что делать новичкам? Ответ есть - он проистекает из опыта "оперившихся" "гаражных" рокеров.
Прежде всего, найти место для репетиций. Считается, что настоящий русский рок должен гнездиться в подвале или гараже. Вместе с тем, как утверждает Макс Покровский, лидер группы "Ногу свело", репетиционная база должна быть уютной и светлой.
Чтобы превратить гараж (или его часть) в студию, следует позаботиться об акустике помещения. Простейший способ - обклеить стены и потолок типично совковым изобретением - лотками из-под куриных яиц. Так сделали, например, музыканты из группы "Пи-Астра" (Курск). Рельеф лотков и папье-маше, из которого они сделаны, не только гасят "лишние" децибелы, но и придают помещению забавный вид. Конечно, более цивильно навесить на стены блоки гипсокартона, их можно приобрести в любом магазине стройматериалов. Ударную установку лучше расположить поодаль: главное, чтобы ее хорошо слышали гитаристы, вокалисты и клавишник. Не помешают шторы, ковер: с ними звуки заметно "уплотнятся". У групп "Некроканнибал", "Морена", "Ретурн", "Дядя Миша" барабанная установка находится за ширмой, так что ударник видит всех, а его только слышат.
Но где подобрать музыкантов? На "ярмарках": либо на специализированных интернет-форумах, либо во время рок-фестивалей на байк-слетах, либо в старейшей в России рок-школе "Красный химик" (www.rockschool.ru).
Нынче отпала необходимость мастерить инструменты-самопалы: гитару - из амортизатора, корпус барабана - из выхлопной трубы… (Впрочем, такие можно встретить и сейчас.) Но зачем?! Купить инструмент стало гораздо дешевле, чем соорудить: среднего класса электрогитара с достаточно приличным звуком стоит около 6000 руб., микрофон - от 1000. А вот стойки для микрофонов можно, действительно, сделать самому в гараже. Хотя этих мелочей в магазинах - завались.
Если у вас нет ударной установки Premier или Tama, тарелок Zildjian, то на первых порах пойдет старенький Amati или Tacton. Усилительную аппаратуру - гитарный и басовый комбики, гитарный процессор (как же без "фузза"!), микшерный пульт также проще купить. Их сейчас - невесть сколько и какие угодно…
В музыкантах не должны жить опасения, что кто-то наступит на горло их индивидуальности: как правило, публика в байкерских тусовках доброжелательная. И если услышат рок-группу, которой есть что спеть, - не отвернутся.
Благодарим Анну ИГНАТОВУ и Дмитрия ПЕТУХОВА (Torch) за помощь в подготовке материала.