По путям-дорогам фронтовым

ПО ПУТЯМ-ДОРОГАМ ФРОНТОВЫМ

Шофер-разведчик Александр БУЧИН до войны активно увлекался мотокроссом и 22 июня 1941 года как раз готовился к первенству Москвы. Но соревнования по известным причинам не состоялись… А уже через пару недель его назначили водителем в охрану Г. К. Жукова.

К "самому" Бучина сперва не подпускали - он водил "эмку" в "хвосте" кортежа сопровождения. В Москве работа была не пыльная, Жуков ездил мало. Маршрут - Генштаб, Кремль и обратно, квартира, дача… Но наступил сентябрь 41-го.

- Дело было в Калининской области, - рассказывает Александр Николаевич. - Погода - дрянь: ветер, дождь, глинистую дорогу развезло. Вдруг ехавший впереди вездеход ГАЗ-61 с Жуковым "на борту" улетел в канаву. Попытались вытащить машину - не удалось. Ко мне подбежал Бедов, начальник охраны Георгия Константиновича: "Выручай! Ты же гонщик!.." Я сел за руль застрявшего вездехода, включил передний мост. Вперед, назад - выскочил из канавы. Жуков не произнес ни слова, я вернулся в свою хвостовую машину… Через пару дней повез на передовую генерала Кокорева, порученца Жукова. Ехали проселком, через лес, выскочили на поляну. А на ней паника: несколько десятков ополоумевших красноармейцев мечутся в разные стороны, над ними "развлекается" "мессер" - обстреливает ребят. "Эмку" я мигом загнал под дерево, в кусты. Кокорев ушел, мне пришлось еще какое-то время наблюдать за кровавыми развлечениями мерзавца-истребителя. Когда генерал вернулся, поехали дальше… Потом случайно узнал, что он доложил Жукову, что под огнем я успел нырнуть с "эмкой" под ветви дерева - проявил храбрость… Не в храбрости дело - просто у мотокроссмена отличная реакция.

Однажды начальник охраны Жукова сказал: "Повезешь "самого". Я ответил: "Есть!"

Сел за руль ГАЗ-61, рядом Жуков, на заднем сиденье Бедов и адъютант. Только выехали со двора избы, где ночевал Жуков, как машина остановилась. Я взял ключ, поднял капот, открутил бензопровод, продул его - и мотор затарахтел. Поехали… Никто не проронил ни слова. Но с того дня началась моя служба водителем Жукова.

За рулем ГАЗ-61 не раз пригодились кроссовые навыки. Подъехали как-то к реке, а мост разрушен. Ехать в объезд? Так ведь у Жукова каждая минута на счету. Прикинул, где помельче, потихонечку опустил передок машины в воду, включил первую передачу, дал обороты побольше - и как сиганул!.. Вылетел на другом берегу. Жуков отреагировал: "Ну, артист!..."

У Александра Николаевича есть медаль "За отвагу". Казалось бы, какие подвиги может совершить шофер? А вы пробовали ездить ночью без света фар? А ему приходилось, чтобы не выдать себя. А сколько раз уворачивался от бомб и снарядов, съезжал с дороги и гнал по пересеченке.

В 42-м под Ельней, вспоминает Бучин, он вел большой "Бьюик", в машине - Жуков и чуть ли не весь Генштаб. И вдруг автомобиль с сухого асфальта попал на лед! Будь за рулем другой, кто знает, чем бы все кончилось… Но, опять-таки, навыки кроссовика, отменная реакция и хладнокровие - вот что его выручило, уверен Александр Николаевич.

А между тем, водитель столь видного в государстве лица ответственен и за репутацию своего командира. Особенно в то время, когда все, в том числе и высшие чины армии, были "под колпаком", и любой проступок подчиненного мог навлечь неприятности для начальника. Недоброжелатели всегда найдутся…

- Дело было в Одессе, вскоре после войны. Приятель попросил меня отвезти его на мотоцикле к знакомой. Сел сзади, и мы покатили по Дерибасовской, оба в форме. И тут я решил покуражиться - прокатиться на глазах гуляющих, стоя на мотоцикле. Поднялся, и мы промчались по оживленной улице… Когда я уже один возвращался, меня поджидали: милиционеры, взявшись за руки, перегородили путь. Я сделал вид, что "сдаюсь", сбавил скорость, те расслабились… Но в нескольких шагах от цепи я крутанул ручку газа. Мотоцикл взревел, я пригнулся к рулю и проскочил под расставленными руками… На следующий день Георгий Константинович вызвал меня и с порога огорошил: "На вас, Александр Николаевич, "телега". - "Какая телега?" - "А кто вчера хулиганил на Дерибасовской?!" Пришлось покаяться. Жуков не ругал, а только тяжело вздохнул. Позже я узнал, что, оказывается, в эти самые дни в Одессу из Москвы пожаловал очередной "контролер" Жукова - собирал компромат. Выходит, я в каком-то смысле "подставил" Георгия Константиновича. С тех пор, пока служил при маршале, ничего подобного себе не позволял.

НЕ ТОЛЬКО НА ПЕРЕДОВОЙ

Георгий Васильевич ХРИСТОФОРОВ попал на войну "с отсрочкой": в июне 41-го он закончил учебу в институте, и студентам-выпускникам предоставили месяц на сдачу госэкзаменов. С дипломом ВУЗа он попал в минометно-артиллерийское училище - и сразу на фронт, под Волоколамск. Воевал недолго - контузия, которую, правда, долго скрыл. 7 ноября 1941 года в составе своего артиллерийского училища он участвовал в параде на Красной площади. После парада все училище отправили в тыл доучиваться. У Георгия Васильевича все-таки обнаружили контузию, и на фронт он больше не попал, а остался преподавать. Весной 1942 вернулся в Москву, пошел работать на бронетанковый завод начальником цеха, выпускающего мотоциклы.

После войны Христофоров организовал при предприятии мотосекцию, "с головой" ушел в спорт, несколько раз побеждал в многодневках в классе мотоциклов с колясками, удостоен пяти Почетных знаков ДОСААФ. Георгий Васильевич мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР, воспитал немало мастеров.

НЕ ТОЛЬКО НА ПЕРЕДОВОЙ

Подпишитесь на «За рулем» в