Всем «японцам» назло
Ну, вы знаете: компанию Aprilia едва не погубили 50-кубовые скутеры. Настал момент, когда рынок «полтинников» измельчал, маленькие «табуретки» фирмы стали продаваться все хуже, прибыль сократилась, и фирма спаслась от гибели и забвения лишь ценой потери самостоятельности – продалась итальянскому же концерну Piaggio. Новые владельцы задумались: почему в производственной программе нет ничего подобного тому, что приносит неплохие барыши – бестселлерам Honda 600 Hornet, Yamaha FZ6 Fazer и Kawasaki Z750ѕ Плод раздумий перед нами – родстер средней категории Aprilia Shiver SL750. В скором будущем эта машина, того и жди, станет родоначальником целого семейства мотоциклов различного назначения и рабочего объема, от 750 до 1200 смз.
Новый байк не имеет никакого отношения к созданному в конце прошлого века прототипу RSV750 – уменьшенной версии 1000-кубового спортбайка (с V-образной «двойкой» с углом развала 60°). Ничто, кроме имени, не связывает его и с концепт-байком Shiver – машиной, в которой 12 лет назад впервые установили мотор RSV1000. На самом деле «двойка» SL750 (с углом развала 90°) – первенец новой семьи двигателей, разработанных в техническом центре Piaggio под руководством инженера Лючо Масута. Его отдаленный прототип – тот самый 1000-кубовый «твин», что на рубеже веков устанавливали в шасси Gilera.
...Вспоминаю нашу встречу с исполнительным директором Piaggio сеньором Рокко Сабелли в феврале 2005 года – вскоре после того, как Aprilia перешла из рук в руки. Мой собеседник, говорил, был шокирован тем, что компания даже не пыталась создать конкурента таким популярным байкам, как Ducati Monster и Honda Hornet 600: «Они заявили мне, что на разработку такого мотоцикла уйдет, видишь ли, два с половиной года. Я ответил: ну и чего тогда медлите – начинайте же! Если хотите, чтобы вас воспринимали как достойных уважения мотопроизводителей мирового уровня, возьмитесь за производство байков среднего класса – без них не обойтись! И откажитесь от иностранных моторов (двигатели серии RSV1000 делают на австрийском заводе Rotax – прим. авт.). В инженерном центре Piaggio достаточно толковых конструкторов, а на производстве высококлассного оборудования, чтобы разрабатывать моторы любой кубатуры и выпускать до полумиллиона силовых агрегатов в год».
Сабелли не бросил слов на ветер. Aprilia Shiver SL750 вышел на итальянский рынок в июле, по цене около 8000 евро. Это на 10% дороже, чем 4-цилиндровые японские мотоциклы-конкуренты – ну так и его технический уровень повыше. Судите сами: здесь тормоза с радиальными скобами, регулируемые рычаги, сцепление с гидроприводом, колпачки свечей зажигания со встроенными катушками, электронная панель приборов, управление дроссельной заслонкой – по проводам. На автомобилях такая «примочка» стала уже привычной, а вот в мире мотоциклов она пока лишь в технике MotoGP. Yamaha на модели R6 впервые применила ее на серийном мотоцикле, но лишь наполовину: электронный блок вычисляет, насколько надо открыть дроссельные заслонки, а вот закрывают их обычные пружинки. На Shiver заслонки и открываются, и закрываются под контролем электроники.
Подобного рода конструктивная изысканность делает утонченной и реакцию самого мотора: она впечатляет по самым высоким меркам, а уж если вспомнить, в какой ценовой группе мотоцикл, – и подавно. 750-кубовый короткоходный (92х56,4 мм) двигатель с углом развала цилиндров 90° весит всего 62 кг, и это вместе с впускными патрубками (диаметр дросселей – 52 мм) и форсунками, установленными под углом 40° к вертикали сразу за дроссельными заслонками.
Почему я предположил, что мотор послужит основой для целого семейства? А потому, что, увеличив диаметр цилиндра, получим 1000-кубовую версию, а прирастив еще и ход поршня – 1200-кубовую. Для всех вариантов характерен смешанный привод верхних распредвалов: от коленвала цепью – на промежуточные шестерни, а они, в свою очередь, приводят в действие шестерни распредвалов. Клапаны (диаметр впускных – 36 мм, выпускных – 31 мм) расположены под углом 24,5° по отношению друг к другу
...Я перекидываю ногу через довольно низкое (810 мм) седло. Оно неожиданно мягкое и комфортабельное. Нажимаю на кнопку стартера, и из расположенных под селом глушителей льется бодрый и приятный слуху звук. «Мы позаботились не только о динамике, но и о саунде, – пояснил Пьеро Соатти, ведущий инженер проекта (раньше он работал в Ducati, так что знает все о V-образных моторах и их звучании). – Мы выбрали 90-градусный развал, потому что он позволяет разместить впускной тракт и воздухозаборник между цилиндрами. В моторе RSV1000 с углом развала 60° их пришлось поднять, что увеличило высоту и силового агрегата, и центра тяжести. 90-градусный развал позволяет обойтись без балансирных валов – мотор и без того хорошо уравновешен». Добавлю, что, в отличие от Ducati, где передний цилиндр расположен почти горизонтально, в Aprilia он наклонен лишь на 30° – что и позволило сократить базу до 1449 мм и распределить массы по колесам в пропорции 48/52%.