Подсказка
ПО ПЛАСТИКУ ВСТРЕЧАЮТ. Четверка 50-кубовых моделей – из ценовой группы «кому за 30» (в смысле тысяч рублей). Forsage чуть дешевле, но пусть будет – для сравнения. Все пять – «ударные» модели компаний, которые те сами предложили для теста. Место рождения общее – Китай. Опять-таки, кроме одной: TGB («Ти-Джи-Би») производят на Тайване. С этим скутерком читатель уже познакомился – см. тест в «Мото», № 6–2007. Но как поведет себя машинка в сравнении с другими? Оправдана ли ее самая высокая из тестируемой группы цена?
Наиболее задиристый по виду Irbis Z50R. Впрочем, внешность его повторенная: почти в каждой китайской компании есть подобного вида «боец» – с двумя фарами-глазами, закрытыми «боксерской маской», а еще со щиточками на руле, напоминающими боксерские перчатки. Модель ярко раскрашена, никого, пожалуй, не оставит равнодушным огромный, словно тюнинговый, глушитель. И вовсе добивает в нем тахометр в приборке: такого шика больше нет ни на одном другом скутере. И еще шик: аппарат оснащен сигнализацией и системой дистанционного запуска мотора.
Да, панель приборов шикарная, но в ущерб информативности – шкалы не только маленькие, но и украшены мешающим восприятию данных графическим орнаментом. Спидометр размечен и в километрах, и в милях/час, и это тоже не есть хорошо: чтобы рассмотреть, на какую из величин указывают стрелки, нужно приглядеться. Получается, либо контролируешь дорогу, либо расшифровываешь показания приборовѕ Тахометр? Зачем он аппарату, на котором не нужно переключать передачи? Может, чтобы развлечься, изучая работу вариатораѕ Не знаю, для чего он сгодится?
Простаком смотрится Forsage модели FT50QT-3C. Прост он, кроме прочего, и потому, что внешность такого рода растиражирована китайцами даже больше, чем «бойцовая» Z50R. Чтобы не сильно соврать, примерно такой же облик у каждого третьего скутера, завезенного от восточного соседа.
Но «под капотами» у всех разные агрегаты. У испытуемого Forsage – «боевой» 2-тактный мотор, аналог Yamaha Jog, с заявленной мощностью под 4 л.с. Irbis Z50R и TGB 101r тоже оборудованы двигателями 2Т. Что наводит на размышления: не зря ведь к нам завозят «табуретки» именно с такими движками. Видать, несмотря на победное шествие по миру 4-тактных моторов, у нас остаются популярными двухтактники. Многие салоны их продвигают в первые ряды на стендах, и продавцы подсказывают посетителям: это самые мощные и динамичные в классе. Что так и есть: китайские 4-тактные движки выдают обычно 3–3,5 силы, в то время как 2-тактные – под пять. Приносит ли это – а если да, то какое – преимущество в динамике?.. Ни у кого спрашивать не станем – тест покажет, ведь оставшиеся две модели испытуемых от Honling с 4-тактниками: будет с чем сравнить.
Из «хонлингов» обращает на себя внимание новинка нынешнего года Ataka 50. Скутер позиционируют как молодежный – он сравнительно дешевый, легкий, компактный. Дизайном капота и фары напоминает Peugeot Ludix 2004 года. Явное отличие от «француза» в том, что не торчит голая труба под седлом: у Ataka «филейная часть» прикрыта подобающим здесь пластиком. Необычно смотрится приборка: она расположенаѕ на переднем щите. И сама по себе панель своеобразна – на ней очень крупный циферблат спидометра, и под стать ему указатель уровня топлива в баке. Контрольные лампочки (их четыре) не сразу и разглядишь под бликующим стеклом. Когда загорятся, станут заметными, но при дневном свете нечего без особой нужды отвлекать внимание – видимо, так считают производители.
Еще одно своеобразие Ataka – мягкие края переднего щита. Они ко всему еще и отогнуты назад – тем самым обеспечивается более надежная защита ног от воды и грязи. Необычен здесь для 50-кубовых скутеров высокий туннель посредине полика – в нем скрыта аккумуляторная батарея. И основательно – лючок запирается на ключ.
Впрочем, лючок – пластмассовый, и ничего не стоит злобным похитителям аккумуляторов его взломать. Мы уже встречали предусмотрительных хозяев, которые пришпандоривают под него лист из нержавейки – на всякий случайѕ
Другая модель от Honling – Cruiser, он долгожитель на российском рынке. По дизайну, на наш взгляд, это самый что ни на есть классический китайский скутер. Аппарат заработал репутацию кондовой машины с неубиваемым мотором и фантастической «максималкой» (говорят, прет аж под 80 км/ч). «Доброжелатели» из конкурирующих фирм поговаривают, что в хонлинговских моторах не все чисто с «кубами»: их, дескать, больше заявленных пятидесяти. Но можно допустить, что такие подозрения зиждутся на том, что шкала спидометра заканчивается пометкой «140 км/ч». Соглашусь, это явный перебор, особенно если учесть, что владельцу придется доказывать не в меру любопытным гаишникам, что это все-таки «полтинник». Что хлопотно. А если подобрать слово поточнее – геморройно. Ведь скутер не малыш, явно двухместный: длина седла – 600 мм.
ХОРОШО СИДИМ? Посадка за рулем четырех испытуемых довольно удобна, замеры рулеткой и реакции тела показали, что самый тесный – Forsage: расстояние от края седла до рукояток руля – 440 мм, и время от времени колени рослого водителя вступают в противоборство с рулем. Удивило, что, несмотря на кажущуюся миниатюрность и небольшую базу Ataka, за его рулем просторно. Расстояние от кромки седла до рукояток такое же, как и у самого большого Honling Cruiser (500 мм). А вот седло маловато: длина – 470 мм. Только-только для одного водителя его и хватает.
Все, кроме Ataka, задуманы как двухместные. Больше всего уважения оказали пассажиру Irbis Z50R: откидные подножки, рукоятки по бокам багажника, седло длиной 580 мм. Откидные подножки и у TGB, а седло вовсе большое – 600 мм.
А МАНАТКИ КУДА ДЕВАТЬ? Первое место по части удобства размещения поклажи поделили Irbis Z50R и Honling Cruiser. У обоих скутеров запираемые емкости перед коленями водителя и обширный «колодец» под сиденьем – в него входит открытый шлем. Кто на втором месте в «генеральной классификации» багажников – вопрос спорный. У TGB он тоже объемный – тот, что под седлом, но отсутствует передний «бардачок», у Forsage он есть, но открытый, а под седлом места мало – здесь живет маслобак. Хуже всего по «чемоданной» части у Ataka: под седлом пространства совсем мало – шлем не поместится, разве что надувной и его можно утоптать ногами. Поэтому предлагаемый продавцами за отдельную плату кофр будет совсем не лишним. Самый же продвинутый багажник у TGB: крепкий стальной, без издевательских надписей по поводу того, что тяжелее пяти кг его нагружать не рекомендуется. У обоих Honling внутренние вместилища шмоток также неплохи, однако оценить их помешали штатные кофры: походно-катабельный набор в них влез, и в «бардачки» класть уже было нечего. У Irbis багажник красивый, он с ручкой для пассажира – чтобы тот держался. Да изготовлен из малоприятного на ощупь алюминия методом литья. И снабжен упомянутой выше надписью об ограниченияхѕ О Forsage говорить легко: у него багажника, считай, нет совсем.
НА ХОДУ. Ездовые ощущения от каждого разные. Все аппараты, кроме «хонлингов», на «солидных» 12-дюймовых литых колесах с низкопрофильными шинами (120/70-12) и с современным «волнистым» рисунком протектора. Они легко и предсказуемо укладываются в вираж. Если, конечно, ничто не помешает. А помешать может торчащая вбок лапка центральной подставки или бокового упора. Что и случалось с Irbis в левых поворотах. Forsage оставил воспоминания ощущениями в «пятой точке»: его подвески жестковаты. Тем же ущербен и TGB, однако ему простительно: машина рассчитана на перевозку двух человек общим весом 150 кг. «Вдогонку» отмечу, что на скутере есть регулировка преднатяга пружины заднего амортизатора.
Вот и заговорили о подвесках. И тут начну клеймить позором китайских производителей: они отнеслись к ним пофигистски. Ни один из испытуемых не снабжен узлами, удовлетворяющими скутериста на все сто. Заметьте, по нынешним временам «все сто» – необходимый минимум. «Гидравлики» – ни у кого, задние амортизаторы – либо с пружиной постоянного шага, либо без регулировки ее преднатяга. А если и предусмотрены средства регулировки, так они не поддаются воздействию (справедливости ради признаемся, что кувалду не применяли).
Тормоза – особый разговор. Сегодня передним «дискачом» никого не удивишь, даже если он на «китайце». А они есть у всей основной четверки тестируемых машинок. Двухпоршневые скобы установлены на Irbis Z50R, Honling Cruiser, TGB. На «тайванце» тормоз какой-то особенно «злобный». Просто-таки шокировал передний «барабан» на Ataka. Нет, работал он честно, по крайней мере, потому что новый. Но тех, кто привык к «дискачам», его «интеллигентская» мягкотелость и нерешительность не умилят. А ведь аналогичный скутер – Patron Folly снабжен дисковым тормозом. Впрочем, может, мы слишком требовательны, ведь и простейшие Ludix’ы тоже шокировали избалованную европейскую публику «барабанами».
А вот тормоза Forsage не порадовали. Не станем врать – передний тормоз работает неплохо, но задний!.. Он есть – вот, собственно, и все, что можно было сказать о нем поначалу. Правда, позже колодки то ли притерлись, то ли разогрелись – скутер начал тормозить! Не то, чтобы до юза, но под конец теста «задок» мог оказать весьма ощутимую помощь «передку».
У Irbis тормоза хороши, но один раз вышел казус. Открутил газ до упора, а тут, глядишь, дорожка кончается – пора тормозить. Когда «отворачивал», пальцы с рычага тормоза соскользнули. Стал его ловить, но замахнулся чуть шире, чем нужно. И вместо тормозного рычага поймал щиток, защищающий руки от встречного воздуха. Хорошо, что схватить рычаг время еще оставалось. А случись нечто подобное в критической ситуацииѕ Небезопасное украшение!
Тест на «бордюроходимость» выявил однозначного лидера – TGB, он с клиренсом под 200 мм. За ним неожиданно пристроилась Ataka: ее дорожный просвет хотя и невелик, но невелика и колесная база, и скутер при «среднестатистической» высоте бордюров не ложится на брюхо.