Не только на передовой
НЕ ТОЛЬКО НА ПЕРЕДОВОЙ
Георгий Васильевич ХРИСТОФОРОВ
попал на войну "с отсрочкой": в июне 41-го он закончил учебу в институте, и студентам-выпускникам предоставили месяц на сдачу госэкзаменов. С дипломом ВУЗа он попал в минометно-артиллерийское училище - и сразу на фронт, под Волоколамск. Воевал недолго - контузия, которую, правда, долго скрыл. 7 ноября 1941 года в составе своего артиллерийского училища он участвовал в параде на Красной площади. После парада все училище отправили в тыл доучиваться. У Георгия Васильевича все-таки обнаружили контузию, и на фронт он больше не попал, а остался преподавать. Весной 1942 вернулся в Москву, пошел работать на бронетанковый завод начальником цеха, выпускающего мотоциклы.
После войны Христофоров организовал при предприятии мотосекцию, "с головой" ушел в спорт, несколько раз побеждал в многодневках в классе мотоциклов с колясками, удостоен пяти Почетных знаков ДОСААФ. Георгий Васильевич мастер спорта, заслуженный тренер РСФСР, воспитал немало мастеров.
"ВОЛЧОК" СПАСАЛ ОТ ПУЛЬ
Владимир Иванович КАРНЕЕВ, 6-кратный чемпион СССР в мотокроссе на 100 км, победитель в шоссейно-кольцевой гонке на 200 км.
Заметной фигурой в мотоспорте Владимир Карнеев стал в конце 30-х. По приказу Василия Сталина в 1939 году его перевели из "Динамо" в спортклуб ВВС, и здесь он сразу стал капитаном команды. Занимался одновременно мотокроссом и шоссейно-кольцевыми гонками.
В первые дни войны попал связным в мотороту. Очень скоро поменял отечественный "Иж-9" на трофейный NSU 600. Мотался по ровным, как стол, открытым приволжским степям. Вот где "наигрался" Карнеев в смертельные "кошки-мышки" с немецкими летчиками-асами: улепетывая от истребителей, резко менял направление движения, крутился в "волчке"… Временами спортивный азарт брал верх над естественным человеческим страхом, и, может быть, это его и спасало от града пуль.
Под Сталинградом не существовало четко очерченной линии фронта, деревни и хутора часто переходили из рук в руки, и связные зачастую не знали, в какой деревне фашисты, а в какой - наши. И вот однажды влетает Карнеев на мотоцикле в село, а в нем… немцы! Сорвал с головы пилотку и на приличной скорости, не притормаживая, деревню - насквозь. Фашисты от неожиданности и наглости остолбенели… Обошлось.
Как-то в руки Карнеева попала газета "Британский союзник", в ней прочитал заметку о прошедших в Англии гонках по спидвею. Тогда и решил: "Если останусь жив и здоров, вернусь в мотоспорт и попробую заняться спидвеем".
Остался жив: война закончилась для него в 43-м - после Сталинградской кампании его, валявшегося в беспамятстве в госпитале, обернули в тулуп и отвезли в Москву. А здесь, когда очухался, ему поручили собрать команду спортсменов - высшее руководство страны сочло, что уже можно - победа на фронтах обеспечена.