Все для фронта!
фото из
государственных архивов
ПРОТИВ ВРАГА - ОРУЖИЕМ ВРАГА
Вторая мировая война станет войной моторов, предрекали военные специалисты, и мотоциклы сыграют в ней важную роль. Чтобы добиться технического превосходства над противником, в Советском Союзе требовалось создать технику, пригодную для непосредственного участия в боевых действиях.
В начале 1940 года специалисты Главного бронетанкового управления совместно с представителями мотоциклетных заводов провели заседание, на котором обсуждали проблемы мототехники в Красной Армии. В зале для совещаний выставили: "Иж-9", Л-8, ТИЗ-АМ-600 и ПМЗ-А-750, а также иностранные Harley-Davidson, BSA, Zundapp, BMW и др. Директора заводов хвалили свою продукцию и утверждали, что их предприятия смогут обеспечить ее массовый выпуск. Краткие характеристики каждой модели давал знаток мотоциклов И. П. Дюмулен. Военные спросили: "На каких мотоциклах наступает фашистская армия?" - "На BMW R71". - "B таком случае нужно воспроизвести именно этот мотоцикл".
Для освоения новой модели на базе Московского велозавода создали Московский мотоциклетный завод (ММЗ) "Искра", при нем - центральное конструкторское бюро по тяжелым мотоциклам во главе с Н. П. Сердюковым (у него был опыт - проработал на авиамоторном производстве фирмы BMW в течение 1935-1940 гг.). Предстояло разработать чертежи нового мотоцикла с коляской, обозначенного М-72.
Из Германии доставили пять BMW R71 и комплект чертежей этой модели. Две машины передали на ММЗ, где одну разобрали до винтика, другую сохранили как эталон. Конструкторская документация оказалась выполненной по второму классу точности, то есть допуски на изготовление всех деталей были одинаковыми, например, на требующие особую точность шестерни КПП и не нуждающиеся в ней крылья колес. К тому же, как показывал предыдущий опыт, в иностранных машинах не все размеры деталей на бумаге и в действительности совпадали. Требовалось скрупулезно измерить каждую деталь, сопоставить ее размеры с указанными в чертежах и при необходимости внести уточнения.
Опытные образцы М-72 появились на "Искре" в начале 1941 г. Их обкатали, подготовили к показу руководству.
Холодным утром марта 41-го три мотоцикла: два - М-72 и один, для сопоставления, - BMW R71 в сопровождении автомобиля НКВД прибыли в Кремль, остановились подле Царь-колокола. Из Кремлевского дворца вышла группа генералов с золотыми галунами на рукавах шинелей. Внимательно осмотрели мотоциклы, приказали завести один М-72 и несколько раз объехать Царь-колокол. Водитель-испытатель Б. В. Зефиров выполнил приказ, остановил машину точно возле осколка колокола. "Ну что, - сказал один из генералов - будем принимать?" Все согласились. Вот и вся приемка.
Освоение серийного выпуска нового армейского мотоцикла модели М-72 пошло энергично. Однако к началу войны запланированные объемы выполнить не успели.
ПЛАНЫ СОЗДАНИЯ МОТОАРМАДЫ
В 1940 г. мотопромышленность нацеливали на резкое увеличение выпуска мотоциклов. Если на 1940 год ставили задание выпустить 1700 единиц, то в 1941 г. уже 24 000, более того, создать мощности по выпуску мотоциклов к началу 1942 года, способные производить за год 40 000. На ЦКБ мотостроения возложили ответственность за налаживание выпуска мотоциклов М-72.
Специалисты не представляли, как можно справиться со столь сложным заданием. Однако события требовали еще большего его ужесточения - план увеличили: в 1941 г. довести выпуск до 42 500 машин, а в 1942 г. - 90 000 единиц техники. Следом пошли корректировки, которые прибавили проблем. Неожиданно в июне 1941 г. от ЛМЗ, Серпуховского мотозавода потребовали прекратить выпуск Л-8, чтобы начать изготовление М-72. На Харьковском мотозаводе "Серп и молот" следовало прекратить выпуск сельскохозяйственной и иной техники и приступить к выпуску той же модели М-72, с тем, чтобы к концу года завод мог изготавливать за год 50 000 мотоциклов М-72 и 125 000 колясок к ним. На еще не построенном Пензенском мотозаводе в 1942 г. - 2000 машин М-72 и к началу 1943 г. подготовить производство к годовому выпуску 15 000 этих боевых машин. На Ижевском мотозаводе приказали с мая 1941 г. делать только "Иж-12", прекратив в июне изготовление "Иж-9", и в I квартале 1942 г. завершить реконструкцию предприятия для ежегодного выпуска еще и 10 000 мотоциклов М-72 (хотя до этого момента в Ижевске планировалось вообще свернуть мотопроизводство). ММЗ должен был с июня 1941 г. обеспечить годовую программу выпуска М-72 до 30 000 машин.
Эти приготовления, с учетом официальной концепции ведения войны на территории потенциального противника, представлялись вполне достаточными. Но внезапно развязанная Германией война с СССР резко изменила планы.
ВОЙНА
К началу боевых действий в Красной Армии было не более 15 тыс. мотоциклов - мотоциклетный парк противника значительно превышал наш. Оккупанты двигались на самых разных мотоциклах: тяжелых - Zundapp KS-750 и KS-800, BMW R71 и R51, DKW NZ-500, средних - BMW R35, DKW NZ-350 и NZ-250, Aero KR-25S, Zundapp DBK-250, легких - Junior S-125, DKW RT-125, NSU-125 ZDR и множестве других. Немцы передвигались и на технике, приобретенной в Австрии, Голландии, Англии и др., на самых разнообразных моделях более 20 фирм с рабочим объемом двигателей от 60 до 800 смз.
Летом продвижение на мотоциклах фашистам казалось прогулкой, но наступила дождливая осень, а затем и лютая зима, - тогда-то и сказалась не столь уж высокая подготовка мотосоединений Вермахта к войне на нашей территории. В битве за Москву были задействованы в основном тяжелые Zundapp и BMW, так как из-за поломок легкие и средние мотоциклы не выдерживали нагрузок, ломались, и немцы бросали их.
Наша армия упорно сопротивлялась, и в этом помогали ей мотоциклисты. В июле Московский мотозавод стал серийно выпускать М-72. Заводчане поставляли свою продукцию прямо в воинские части: в течение лета-осени ММЗ передал фронту более 3000 единиц этих машин. Тогда же в столице организовали завод по ремонту мотоциклов. Поскольку он подчинялся Главному бронетанковому управлению Красной Армии, то и назывался Бронетанковоремонтный завод - БРТЗ №20 (поначалу там изготавливали боевые тачанки). Его разместили в хозяйственных бараках, принадлежавших киностудии "Мосфильм" и располагавшихся на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, ныне ВВЦ. Из-за нехватки рабочих рук привлекали учащихся ремесленных училищ - мальчиков и девочек 16 лет.
С фронта на БТРЗ №20 привозили разбитые трофейные и выпускавшиеся до войны отечественные мотоциклы, разбирали (немецкие сразу отправляли в металлолом - их невозможно было восстанавливать). Детали наших мотоциклов тщательно мыли, сортировали: непригодные - в металлолом, не слишком изношенные - в ремонт, пригодные - на склад. На сборку поступали восстановленные и сделанные заново детали и собранные на заводе узлы: двигатели с КП, колеса, передние вилки и пр. Работали по 12 часов, без выходных. За месяц восстанавливали по 300 мотоциклов. Прошедшие ОТК мотоциклы обкатчики перегоняли на Рижскую-Товарную станцию. Вот что они придумали для перегонки М-72 с колясками. Чтобы сэкономить бензин, цепляли к одному мотоциклу-"тягачу" еще пять. На каждом сидел водитель. Головной буксировал, остальные ехали с незаведенными моторами. На Рижской-Товарной пять отбуксированных машин сдавали, а на "тягаче" вшестером возвращались на завод. В небольшие двухосные вагоны-теплушки умудрялись втискивать по восемь мотоциклов с коляской…
По воспоминаниям начальника ОТК Ю. Г. Христофорова, отремонтированные на БТРЗ мотоциклы для повторного ремонта на завод не поступали (это можно было проследить по выбитым на рамах и моторах номерам).
В конце 1943 г. начали получать американские Harley-Davidson, доставленные по ленд-лизу. "Харлеи" распаковывали из ящиков и собирали во дворе БТРЗ, под навесом. Качество упаковки восхищало: внутренняя поверхность ящиков, сбитых из высококачественной древесины, была покрыта толем. Все отверстия в узлах и деталях - с заглушками. К рамам "Харлеев" приваривали шарниры для крепления колясок, поступавших с автозавода ГАЗ. Скорость "Харлея"-"одиночки" превышала 110 км/ч, а с коляской - 90 км/ч. Всего в Красную Армию поступило 27 690 импортных мотоциклов. Из них - 11 642 с колясками и 18 048 - "одиночек". Кроме того, на ММЗ и Серпуховском мотозаводе во время войны отремонтировали и передали в войска несколько тысяч трофейных мотоциклов.
БТРЗ №20 просуществовал до конца 1945 г. За этот период завод передал в войска более 10 000 восстановленных отечественных и собранных американских мотоциклов. Это была существенная помощь фронту.
В ТЫЛУ, НА ВОСТОКЕ
Мотозаводы центра и юга страны эвакуировали в восточные районы. Так, мотопроизводство с Ленинградского и Харьковского мотозаводов доставили в Горький на территорию завода "Красная Этна". Сюда передали знамя ХМЗ и присвоили его же имя - "Серп и Молот". Сразу несколько производств (ММЗ, цех по изготовлению двигателей ЗИСа, участок по производству КП автозавода имени КИМ, мотопроизводство Ижевска, частично эвакуированный завод из Киева, производство мотоциклетных двигателей и мотоцепей из Харькова) перевезли в Ирбит на территорию пивзавода, где организовали Ирбитский мотозавод (ИрбМЗ). На Горьковском и Ирбитском мотозаводах освоили выпуск мотоциклов М-72. В 1941 г. на ГМЗ сделали первые 107 мотоциклов М-72, а в Ирбите только подготавливали производство.
Из Таганрога оборудование по выпуску мотоциклов эвакуировали в Тюмень, причем, как и в Ирбите, - на пивзавод, где и организовали Тюменский мотозавод (ТМЗ). Здесь, используя "незавершенку" - детали, привезенные из Таганрога, восстановили выпуск ТИЗ-АМ-600, недостающие изготавливали на месте. Когда в ноябре 1943 г. запасы "незавершенки" исчерпались, ТМЗ слили с ГМЗ - доставили в Горький все мотоциклетное оборудование, перевели сюда и специалистов. В течение 1943 г. на ТМЗ сделали 494 мотоцикла ТИЗ-АМ-600. По отчетности ИрбМЗ и ГПЗ, в годы войны на этих предприятиях выпустили, соответственно, 9800 и около 7000 мотоциклов М-72.
Многие факты в этом материале автор почерпнул из архивов, доступ к которым был открыт лишь недавно, они публикуются в открытой печати впервые.