Что-то есть в этих сумасшедших…

ЧТО-ТО ЕСТЬ В ЭТИХ СУМАСШЕДШИХ…

фото из

архива редакции

Не спешите обвинять их в эксцентричности. История показывает: причуды галлов - оборотная сторона их здравомыслия. Судите сами: разве ж плох эндуро в городе? Высокая посадка, в оживленном городском потоке видишь далеко, поверх крыш легковушек - это раз. Энергоемкие подвески и спицованные колеса, которым не страшны ни выбоины, ни бордюры - два. Дорожный просвет позволяет запросто запрыгивать на тротуар, а то и махнуть подземным переходом - это три. Тяговитый мотор, не терзающий необходимостью каждые две секунды переключать передачу - четыре. Узкий силуэт (хоть займись слаломом меж машин) - пять.

Целый букет достоинств! На их фоне недостатки меркнут (к тому же их несложно устранить). Шины со здоровенными грунтозацепами не "держат" мокрую брусчатку? Ставим гладкие шоссейные! Из-за большого хода подвесок управляемость на виражах получается "размазанной"? Укоротим хода, увеличим жесткость. Длинная передняя вилка "подламывается" в повороте? Ставим помощнее, от дорожного мотоцикла. Рассчитанные на неспешные загородные прогулки тормоза опасны для сумасшедшего уличного трафика? Нет проблем - диски побольше, скобы позацепистее… Что получилось? Ни эндуро, ни мотоциклом двойного назначения эту штуку уже не назовешь. Эй, братья-парижане, что это? Дайте термин! "Да это ж, братан, крутой суперводила! По-нашему - supermotard. Подходит словцо?"

Каждая вещь получает право на существование тогда, когда получит удачное имечко. Чтоб звучало! Словцо "супермотард" пошло гулять в начале 80-х - и лихорадка постройки таких аппаратов расползлась по Европе далеко за пределы Франции. Кто-то обнаружил, что на машинках прикольно отжигать по гоночным трассам - совершенно особая манера вождения, а скорости немногим меньше, чем на традиционных шоссейниках сравнимой кубатуры.

А как запахло прибылью, на забаву "самодельщиков" обрушился солидняк. Ну, поначалу не слишком-то солидные компании. Первым делом за идею ухватились тюнинг-ателье (например, немецкое LSL и французское Boxer Bikes), затем - итальянские, французские фирмы второго-третьего разряда (Fantic, HRD). B 90-e, когда запахло большущими деньжищами, в пирог вгрызлись европейские гранды, назовем две такие разные, но сногсшибательно яркие их машины - BMW F650CS и КТМ LC4 Supermoto.

A что же японцы? Проспали? Да нет, они отреагировали чуть ли не раньше европейцев. В потоке секонд-хэнда из Японии не редкий гость забавное городское эндуро с ажурными литыми колесами Honda AX-1 дебюта 1987 года. Но тогда ей время еще не пришло… Словом, погоды эта ласточка не сделала.

А лет пять назад словцо "супермотард" вдруг стало всем понятным без перевода. Капризная мода, поигравшись со стритфайтерами, возжелала новую игрушку. Тут уж кинулись столбить места в этом секторе рынка все кому не лень, и каждый пек пирожки - супермотарды по своему рецепту. Но какие из них "супер", а какие просто мотарды?..

РЕЦЕПТ ПЕРВЫЙ: С ПЕРЦЕМ

Этот метод исповедуют сторонники жесткой спортивной дрессуры: хотите адреналина - жрите его ложками! Чего мудрить, если есть замечательные гонки - супермото? Берем спортивный мотоцикл, обвешиваем фонариками указателей поворотов, меняем "лапти" на дорожную резину - и вперед!

Фундаторы и апологеты этого направления - небольшие европейские компании: ТМ, Gas-Gas. Их машины по изысканности технической начинки (и цене!) не уступят хорошему спортбайку: мощные моторы, порою с впрыском топлива, полностью регулируемые подвески, изощренные тормозные системы. На дороге же они чем-то напоминают 2-тактные спортбайки начала 90-х: кайф огребешь по полной программе и за полчаса укатаешься вусмерть!

Спрос на такие генераторы адреналина невелик, и мелкие компании его вполне закрывают. Крупные же, которые рассчитывают отгрызть побольше, следуют нерадикальным путем: их супермотарды на основе hard-enduro. Такова и новинка нынешнего сезона - Suzuki DR-Z400SM. Его база - популярный мотоцикл двойного назначения DR-Z400S, только что отметивший пятую годовщину своих рыночных побед. Староват? Ни в коем разе! Полюбуйтесь хотя бы на двигатель: два верхних распредвала, жидкостное охлаждение, кованый поршень с верхним L-образным кольцом, сложная (никель-кремний-фосфор-углерод) композиция, покрывающая зеркало цилиндра… Система смазки - с сухим картером (это гарантия бесперебойности смазки в любом положении мотоцикла, да и картер при этом компактнее), маслобаком выступает часть рамы. Задняя подвеска - с маятником из алюминиевого сплава, регулируемым моноамортизатором и прогрессивной характеристикой.

Превращение "эндурки" в супермотард произошло по стандартной схеме. Во-первых, вместо переднего "телескопа" обычного типа установили более жесткий на скручивание "перевертыш" Showa. Радикально обновили тормоза (диаметр переднего диска увеличен с 250 до 310 мм). Главная перемена - радиальные шоссейные шины на 17-дюймовых колесах. Получился аппарат злой (все-таки 40 л.с. на 134 кг сухой массы), но в меру. Этот - для "продвинутых пользователей".

РЕЦЕПТ ВТОРОЙ: ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО

Следующий герой - "не мальчик, но мужчина с трудной судьбой". Вольно ж было маркетологам Honda ставить крест на отличном мотоцикле двойного назначения NX650 Dominator, чтобы потом с маниакальным упорством лепить из его агрегатов все новых и новых неудачников! Попытка первая: 1996 год, модель SLR650 в модном тогда стиле "скрэмблер". И… абсолютный провал на рынке: покупатели решительно отвергли "городской недоэндуро". Да и качество его изготовления хромало - аппарат выпускал испанский филиал. Через пару лет неудачника заменил FX650 Vigor. За полной сменой индекса весьма скромные косметические мазки (мини-обтекатель на руле и проч.). Эволюция не вызвала ажиотации. И вот в наступившем сезоне - третья попытка пристроить мотор Dominator в хорошие руки (то бишь шасси): FMX650.

B одном традиция этих городских "одностволок" продолжилась - в дизайне, он мягко говоря… хм, странный. Верхняя часть машины настолько напоминает итальянские "эндурки" 80-х, что складывается впечатление: лет 20 назад какой-то очень хороший дизайнер впал в летаргический сон, а теперь его разбудили, наскоро напичкали полусонные мозги новейшими тенденциями и - давай, вперед! Иначе чем объяснить эту мешанину стилей. Но если обругать себя снобом, отвлечься от навязчивого сопоставления с Gilera Dakota образца 1985 года, то можно признать и так: внешне машинка неплоха, вполне…

А внутри? Двигатель Dominator в представлении не нуждается - этот отпрыск удачнейшей серии "одностволок" Honda c радиальным расположением клапанов давно заслужил всенародную любовь. Стальная рама - с мощной хребтовиной, служащей одновременно маслобаком для системы смазки мотора. Задняя подвеска - системы Delta-Link Pro-Link, c газонаполненным моноамортизатором. Из новомодного - передняя вилка перевернутого типа (нерегулируемая), задний фонарь на светодиодах (от Fireblade), алюминиевый руль Renthal.

Конечно, о спортивных амбициях FMX650 говорить не приходится (сравните его 37,7 л.с. на 163 кг сухой массы и 40 л.с. на 134 кг у Suzuki DR-Z400SM). Ho для повседневных городских разъездов Honda практичнее - с этим не поспоришь. К тому же использование старых проверенных агрегатов позволило сделать машину не только надежной, но и сравнительно дешевой.

РЕЦЕПТ ТРЕТИЙ: КУХНЯ FUSION

Вот только не надо кидать в меня дохлыми воронами и обвинять в волюнтаризме! Не слепой, сам вижу: на супермотард этот мотоцикл вовсе не похож. И дослушайте до конца: существуют три веских довода, чтобы включить этот экземпляр в наш обзор.

Во-первых, это тоже новинка сезона-2005. (Иронические возгласы из публики: "Это ты в точку! Молодец! Еще про Bentley Flying Spur нам задвинь!") Во-вторых, у него тоже внедорожное происхождение. В-третьих, и в главных: он "играет" в той же рыночной нише - городские "синглы" средней ценовой категории. Ну, угомонились? Итак, встречайте: Aprilia Pegaso 650 Strada!

Есть такая кухня - fusion, она смело сочетает самые невообразимые ингредиенты: ну, скажем, пицца с ласточкиными гнездами под салатом "оливье". Странно, но вкусно! По тому же принципу состряпали и Pegaso 650 Strada: что-то классическое, что-то супермотардовское, что-то стритфайтеровское.

Если вы думаете, что под словечком Strada (по-итальянски - "дорога") скрывается лишь легкая модернизация Pegaso образца 2004 года, то здорово заблуждаетесь. На самом деле все новое: вместо двигателя Rotax c его уникальной 5-клапанной головкой - мотор Minarelli-Yamaha (четыре клапана, жидкостное охлаждение, впрыск топлива). Вместо прежней алюминиевой рамы - стальная. Спереди - обычный "телескоп", задняя подвеска системы APS, c регулировкой моноамортизатора по предварительному поджатию пружины и гидравлике отбоя. Тормоза Brembo, в списке опций предусмотрена АБС. Интересная особенность: если обычно для мотоциклов седло пониженной высоты предлагается на заказ (например, для Honda FMX650 - на 20 мм ниже стандартного), то для Strada именно в стандарте идет "низкий" вариант, а увеличенная на 40 мм высота - вот это сугубо по заказу. Явно проглядывает забота об итальянских синьорах, которые высотой роста не славятся. Не для них ли и прикольный багажничек на бензобаке, который открывается нажатием кнопочки на руле: ах как удобно в него класть помаду или пудреницу…

Еще одна приятность Pegaso 650 Strada - список опций. Приятен он размером - ого-го! Кроме тормозов с АБС и "рослого" седла, в него входят большое ветровое стекло, устройство подогрева рукояток руля (вот это, скорее всего, для северян (ок), защита для рук, багажный кофр… Какой-то он получился слегка женский. Но чего в жизни не бывает…

Подпишитесь на «За рулем» в