Если б знали, из какого хлама...
Огненный шторм превратил многие замечательные мотоциклы Национального мотоциклетного музея в мешанину скрученной стали и оплавленного алюминия. Казалось, многие уникальные машины потеряны навсегда. Но прошло 18 месяцев - и "звездные" экспонаты на своих местах.
В углу зала № 5, там, где начался пожар, стоит знаменитый Triumph "Техасская сигара", на котором Джонни Ален установил мировой рекорд в 1956 году. В нескольких метрах от него еще один легендарный Triumph: "Slippery Sam", пятикратный победитель гонок серийных мотоциклов на острове Мэн в 70-е годы. Неподалеку - пара Brough Superior 20-x годов, один из них - былой держатель мирового рекорда. Все выглядят безупречно!
Майк Дикин, сотрудник музея, полирует алюминиевый обтекатель "Nero", знаменитого мотоцикла с мотором Vincent, на котором в 40-е и 50-е годы Джордж Браун выступал в спринтерских гонках. "Nero" и его компрессорный двойник "Super Nero" спасли от огня. Но, вспоминает Дикин, "даже несгоревшие машины были покрыты слоем пепла и грязи".
Той ночью 25 пожарных машин и 120 бойцов-пожарных не смогли отстоять три из пяти залов музея. Ущерб оценивался более чем в 30 миллионов евро: более половины из 800 мотоциклов были серьезно повреждены. Никто из людей не пострадал и никто из работников музея не был уволен, но многим пришлось осваивать новые профессии. Скажем, директор музея Алан Бегли за время восстановления научился управлять погрузчиком, старший официант Мигель Пинтер стал помощником электрика…
Возрождение еще продолжается, но в январе этого года музей вновь открыл свои двери. Торжественную церемонию провел бывший чемпион мира Джефф Дюк - он же открывал музей и в первый раз, в 1984 году. Причем Рой Ричардс, 72-летний владелец коллекции, прикупил в экспозицию несколько новых раритетов. Например, в зале № 5, где непогашенный окурок когда-то вызвал пламя, красуется трио Triumph Daytona 600 - тех, что выиграли Кубок производителей в гонках "Турист Трофи" в 2003 году. Еще одно приобретение - "Hoggslayer", дрегстер с двумя моторами Norton, на котором Том Кристенсон разгромил немало соперников на "Харлеях" в 70-е годы. (Здесь игра слов: "Hoggslayer" дословно - "убийца боровов"; "Hog" (боров) - общепринятое прозвище "Харлеев".)
Не о столь славных временах напоминает еще одно недавнее приобретение с логотипом Norton: прототип Nemesis, вооруженный 1,5-литровой V-образной "восьмеркой". С этой машиной канадский владелец пытался возродить марку в 1998 году. Увы, о серийном производстве речи уже и не шло, и сейчас Nemesis символизирует крайнюю степень упадка знаменитого имени. О лучших же временах напоминает линейка гоночных Norton c роторными двигателями, в том числе и белая машина, на которой Стив Хислоп выиграл "Турист Трофи" в 1992 году.
Хислоп погиб в аварии вертолета в 2003 году, и в том же году умер от рака еще один прославленный гонщик - Барри Шин. О нем напоминает следующий экспонат - реплика 1-цилиндрового 500-кубового Norton Manx, на которой Шин выиграл свою последнюю гонку, на "Донингтон Парк" в 2002 году. На бензобаке этой машины с традиционным для лондонца номером "7" автограф Барри.
Первые языки пламени пожара полыхнули в том зале, где хранились спортивные мотоциклы. А ведь многие существовали в считанных экземплярах, и их куда труднее заменить, чем серийную продукцию. Но мир поклонников классики пришел на помощь - и почти все уникальные машины были восстановлены, порою руками тех же механиков и инженеров, что создавали их в годы гоночной славы.
Такова история "Техасской сигары", обтекаемого цилиндра с 650-кубовым двигателем Triumph. Ha нем гонщик из Техаса Джонни Ален промчался по дну высохшего озера Бонвиль (Bonneville, впоследствии так назовут самую скоростную модель Triumph) co скоростью 344,97 км/ч. Хотя FIM рекорд официально не оформила, он и без того обессмертил имена гонщика и создателя машины - Джека Вилсона из мастерской Big D Cycle, что в Далласе. Почти полвека спустя другой поклонник марки Triumph, американец Денис Тракетт, убедил владельца музея Ричардса отправить рекордный мотоцикл в Техас для ремонта. Стеклопластиковый обтекатель сгорел, а стальная пространственная рама была сильно повреждена как огнем, так и упавшими стропилами крыши. К счастью, в мастерской Big D Cycle сохранились те формы, по которым выклеивали оригинальный обтекатель. Энтузиасты из Далласа воссоздали его, перебрали двигатель и восстановили шасси. Сейчас "Техасская сигара" заняла свое место в экспозиции.
А рядом с нею другая легенда Triumph - гоночный "Slippery Sam". История его восстановления также тесно связана с ее творцом - Лесом Уильямсом, руководителем гоночного отделения компании в 70-е годы. Уильямс привлек к реставрации бывших коллег, и они счастливо обнаружили, что большую часть аппарата - 3-цилиндровый двигатель, раму и характерные глушители - удастся восстановить. Более того, во время пожара кто-то - невероятно! - успел снять и спасти обтекатель, крылья и передний тормоз. Карбюраторы, амортизаторы, коробку передач и бензобак пришлось воссоздавать, причем бензобак делал тот же мастер, что когда-то создал оригинал. Сейчас "Slippery Sam" выглядит абсолютно так же, как и в 1975 году, когда Дэйв Кроксфорд и Алекс Джордж привели его к пятой победе в гонках "Турист Трофи" в классе серийных машин.
Немало аппаратов проходят сейчас курс реставрации, так что в ближайшие два года экспозиция вырастет с нынешних 650 до 800 мотоциклов. Бывший гонщик и инженер компании Norton господин Норман Уайт занимается восстановлением четырех гоночных аппаратов 70-х годов. Один из самых знаменитых мотоциклов всех времен, Norton 1907 года, на котором Рем Фоулер выиграл самую первую гонку "Турист Трофи", проходит "курс лечения" у признанного специалиста Джорджа Коэна - он уже восстановил две машины 20-х годов. Реставрацией мотоциклов Velocette, в том числе гоночного аппарата, на котором в 30-е годы выступал Стэнли Вудз, занимается эксперт Айвен Родз.
Рой Ричардс, владелец музея, благодарен всем этим энтузиастам, а также и тем, кто поддержал его материально. А самый большой взнос, к вашему сведению, поступил из штаб-квартиры концерна Honda. Деньги потратили с толком, скажем, более 1,5 миллиона евро направили на современную противопожарную спринклерную систему, так что повторение той трагедии уже невозможно в принципе. Для нас же самое приятное в том, что мотоциклетная история Британии ожила вновь. С возвращением!