Все свое вожу с собой
НА ЧЕМ ЕДЕМ?
Относительно мотоцикла вы сделали правильный выбор - для внедорожного путешествия лучше всего подходит эндуро, причем 4-тактный. Но относительно объема двигателя мнения могут быть разными. Возьму на себя смелость дать совет: придерживайтесь правила золотой середины. Легкий мотоцикл в сложных условиях всегда предпочтительнее и бензина он "ест" поменьше. Оптимальный объем двигателя 250-400 "кубиков". Машины с двигателем больше 600 смз даже не рассматриваем - они слишком тяжелы и для нашего дела малопригодны. К примеру, езда на Transalp (сухая масса 191 килограмм!) по проселку во время дождя - экстрим.
Сейчас в мотосалонах выбор импортных легких (115-130 кг) внедорожников достаточно велик, и почти все они удобны для внедорожного мототуризма. Чаще всего это не очень высокие по седлу аппараты. Возникает соблазн приобрести модели с выраженным "спортивным акцентом" - у них такие же "растянутые" хода подвесок, как и у кроссовых. Но бывалый мототурист вам расскажет, как в горах на каменистой тропе или на лесной дороге при переезде через бревна часто не хватает длины ног, чтобы опереться о землю - и валишься вместе с мотиком на бок.
Чтобы легче переносить "прелести" бездорожья, можно понизить высоту мотоцикла. Это вполне нормальное желание, ведь даже некоторые спортсмены для зимних кроссов делают то же самое. Для некоторых моделей эндуро подобная операция предусмотрена конструкцией: для этого в рычагах прогрессивной подвески заднего маятника уже имеются дополнительные отверстия. "Передок" можно безболезненно опустить примерно на пять сантиметров - передвинув трубы передней вилки в траверсах. Но проследите, чтобы седло оставалось в горизонтальном положении.
Можно занизить заднюю часть аппарата и другим способом: на несколько витков резьбы открутите на моноамортизаторе гайку, которая отвечает за натяжение пружины. Подвеска станет мягче, и под собственным весом машина просядет. На ходовых качествах мотоцикла в режиме туристической езды это никак не скажется. Если в кроссе действует правило "чем выше скорость, тем жестче должна быть система амортизации", то в скоростных режимах путешествия, да еще по бездорожью, вы никогда не наберете таких скоростей, чтобы не хватило жесткости подвески.
Любителям абсолютно спортивных моделей придется мириться с тем, что на узком седле "пятая точка" "отсыхает" очень скоро.
Вдали от цивилизации "бензиновая проблема" выступает на первый план. Даже представить страшно, что будет, если остаться в пустыне (в тайге, степи) без горючего. Поэтому, отправляясь в вояж, тщательно просчитайте возможности автономного передвижения. Стандартный бензобак эндуро легко заменить на бак большего объема (металлический или пластиковый). Цена его может достигать $300. Если достанется дешевле - считай, повезло. Бывают очень заманчивые супервместительные баки. Но нужно учесть, что тяжелый бак ухудшает ездовые качества мотоцикла. Однако, если вы намерены преодолевать очень большие расстояния в местностях, где нет заправок, придется смириться с избыточным весом вашего аппарата. И все же оптимальным следует считать объем бака, запаса горючки в котором гарантированно хватает на 250-300 километров.
Снять или оставить на эндуро подножки для пассажира? С одной стороны, они - лишний вес. К тому же никто из экстремалов не склонен возить пассажира. Однако в путешествии случаются травмы, в том числе и переломы. Вот в этом случае и пригодятся подножки - для эвакуируемого неудачника.
СЛАВНО ПОРАБОТАЛИ - СЛАВНО ОТДОХНЕМ
Спортивный туризм не для ленивых, там часто приходится вкалывать в поте лица. Но чтобы в путешествии получать удовольствие, надо и грамотно составить график прохождения маршрута, и позаботиться об отдыхе. Значит, требуется стандартный туристский набор: палатки, спальники, коврики… Чтобы не жить впроголодь, - продукты, посуда для готовки.
Снаряжения для туризма в магазинах сколько угодно. Однако сколько оно весит и занимает места? Отдайте предпочтение легкому, компактному. И вот что считаю важным. Удобнее, комфортнее, если у каждого в путешествии будет своя палатка - однослойная одноместная (размеры пола 200х100 см2, высота 90 см). Она весит всего-то один килограмм вместе со стойками и колышками (цена - от $30). И возить ее гораздо удобнее, чем, к примеру, громоздкий тюк с двух- или трехместной палаткой. Компактный спальный мешок типа "кокон" - не тяжелее 600 граммов (от $50). Отлично зарекомендовал себя самонадувающийся коврик (размеры 185х51 см2, толщина 2,5 см), который не дотягивает и до 700 граммов (от $40). В свернутом состоянии он намного компактнее традиционной "пенки" - пенополиуретанового коврика.
Все это достаточно высокого качества. Но если каждый сезон выезжаете в путешествие по несколько раз и хотите (и в состоянии оплатить) что-то получше (а оно и подороже), изготовьте снаряжение на заказ. Например, двухслойная одноместная палатка обойдется в 200 баксов. Зато в ней не замерзнете даже в холода.
От голода еще ни один турист не загнулся. Но чтобы все-таки было "не так скучно", запаситесь продуктами быстрого приготовления, их сейчас - в изобилии. Достаточно взять один котелок на группу. Для "толпы" из 3-4 человек хватит трехлитрового туристского чайника (вес - 250 граммов, цена от $10). Пол-литровая кружка заменит миску, ее вес всего-то 100 граммов (от $5).
Набор инструментов - один на группу. Некоторые ключи можно облегчить: большие рожковые и накидные разрежьте и укоротите. Для работы ими используйте алюминиевую насадку-футорку. Возьмите современный легкий велонасос. Им накачаете полностью спущенное колесо за 3-5 минут - проверено опытом! Возможно, понадобится фонарик - выберите современный со светодиодной лампочкой и размером с мизинец (от $5), он беспрерывно работает до 70 часов. Таким образом, все снаряжение на один мотоцикл - 4-5 килограмм.
РЮКЗАК ИЛИ БАГАЖНИК?
Маленький рюкзачок (можно заменить поясной сумкой) всегда пригодится, к примеру, для перевозки фотоаппарата, бинокля и других мелочей. Основной груз следует размещать на мотоцикле так, чтобы центр тяжести был как можно ниже. Мототуристами апробирована и хорошо зарекомендовала себя непромокаемая велосипедная сумка (в народе - "штаны") отечественного производства из армированной кордуры. Оптимальный объем - 30 литров (от $20). На каждом мотоцикле эндуро есть место для инструментальной сумочки на заднем грязевом щитке - вот вместо нее и разместите "штаны" (они крепятся двумя штатными болтами). Чтобы сумка не касалась пластиковых боковин мотоцикла, достаточно к ней снизу прикрутить алюминиевую полосу (см. фото внизу). Вес такой багажной конструкции - менее килограмма. Все походное снаряжение и продукты удобно разместятся в трех отделениях (два - по бокам, одно - сверху), которые закрываются "молниями". Сумки, как правило, ярких расцветок, со вшитыми светоотражающими элементами - они сделают ваш мотоцикл заметным.
Как видите, понадобится минимум усилий и денег, чтобы подготовиться к полноценному путешествию в автономном режиме.