Чопперы из Медвежьего угла Калифорнии
Зато есть там озеро Биг-Беар-Лейк (не такое большое, как знаменитое Большое Медвежье озеро в Канаде, но аборигены, разумеется, придерживаются другого мнения), на берегу которого раскинулся городок Биг-Беар-Сити.
Вообще-то официально он тоже называется Биг-Беар-Лейк, а Биг-Беар-Сити – это что-то типа его центральной части, но во избежание путаницы город Биг-Беар-Лейк часто называют Биг-Беар-Сити. Отчего, конечно, путаница только усиливается. Как бы то ни было, именно в этом медвежьем углу Калифорнии расположена компания, о которой мы и поговорим, и называться она иначе, как Big Bear Choppers (BBC), сами понимаете, просто не может.
Первый успех мастерской, основанной в 1997 году Кевином Элсопом и его супругой Моной (поначалу вывеска была более громоздкой и пафосной – Big Bear American Made Choppers), принес кит-байк Venom, который удалось пристроить в каталог «афтермаркетового» гиганта Custom Chrome. Venom* и по сей день является одним из самых продаваемых «кастомхромовских» наборов «сделай сам», и это приносит BBC стабильную копейку.
Когда мастерская стала варить до пяти рам в день (кит-байки отлетали – только в путь!), а Кевину приходилось все чаще выслушивать ворчание клиентов («Не желаем ждать заказанный мотоцикл по полгода!»), пришлось расширять не только производство, но и перечень «медвежьих» услуг. Настала пора обзаводиться собственным VINом и запускать мелкие серии. «Раз народ не хочет ждать, так почему он должен это делать?» – рассудил Кевин, и вскоре компания Big Bear Choppers вступила в нестройные ряды американских «альтернативных» производителей.
Программу компании долгое время составляли три модели – Reaper, Venom и Venom ProStreet («простритами» принято называть «дрегстерные» версии с более низкой, чем обычно, рамой). Поначалу они оснащались популярной у «альтернативщиков» и кастомайзеров-индивидуалов «соткой» марки RevTech – 100 л.с. при 100 кубодюймах рабочего объема (1639 см3). Или 1573-кубовым мотором S&S (102 л.с.). Позже Элсоп обратился к инженеру Майклу Риду из S&S с просьбой создать специально для Big Bear Choppers надежный «100-инчевый» V-твин, в котором была бы беспощадно искоренена вибрация. Рид постарался. Хроническую V-твиновскую вибрацию он, ясное дело, полностью не искоренил (легче было пропить задаток и застрелиться), но определенных успехов в этом направлении добился. Так появился 95-сильный мотор, известный как S&S-BBC Smooth (то есть «плавный») – его теперь устанавливают на все серийные модели Big Bear Choppers. Двигатели эти доставляют в Биг-Беар-Лейк на медвежьих упряжках*. Поставщиком коробок передач выбрали Baker.
Сегодня модельную линейку BBC скромной не назовешь. Восемь базовых моделей с учетом версий с различными типами рамы в сумме дают аж 15 наименований: Venom (варианты Chopper и ProStreet), Reaper, Devil's Advocate (Chopper и ProStreet), The Sled (250 Chopper, 300 Chopper, 250 ProStreet, 300 ProStreet, где цифры указывают на ширину задней шины), Merc (Rigid и Softail), The Athena в версиях Chopper и ProStreet, «олд-скульный» Screamin Demon и новинка сезона 2007 года – «дамская» модель Miss Behavin. А осенью этот и без того немалый перечень должен пополнить футуристического вида бэггер G.T.X.
Любители автомобильного хот-роддинга наверняка заметили, что в названиях моделей Big Bear Choppers мелькают роддерские словечки. Так и есть: Кевин – большой фанат этого дела. В его гараже стоит классический лоурайдер на базе Mercury 1950 года – именно к машинам такого типа применяют термин sled («сани») за их радикальную приземистость. А автомобили марки Mercury в Штатах издавна по-свойски называют «мерками». Вот откуда «The Sled» и «Merc». (У Арлена Несса, если кто помнит, в свое время тоже был мотоцикл под названием The Sled. Так вот тот действительно напоминал своими формами автомобиль-лоурайдер – Арлен в ту пору увлекался капотированными боди-байками. В «Санях» же Кевина Элсопа автомобильные мотивы рассмотреть вряд ли удастся. Даже если вы обладаете не самой бедной фантазией – можете, например, представить безалкогольную свадьбу в российской глубинке или монгольский компьютер.)
Рамы производства BBC (блин, как же избавиться от телерадиовещательных ассоциаций?!) имеют в большинстве своем 40-градусный «рейк», за исключением вытянутых «простритов» The Sled и The Athena (44о), крупногабаритных «Мерков» (48o) и «компактных» Screamin Demon и Miss Behavin (34о). Merc Rigid и «Кричащий демон», кроме того, отличает от остальных моделей жесткая задняя подвеска.
На все модели BBC устанавливаются вилки собственного производства: «спрингеры» с дополнительным двухградусным наклоном в траверсах – на Screamin Demon и Merc, «телескопы» («экстра-рейк» 6o) – на все остальные.
На мотоциклы Big Bear Choppers распространяется гарантия на два года или 20 тысяч миль пробега, на рамы – «пожизненная» (если сломается, вас убьют?).
Компания предлагает свои мотоциклы как в виде готовых к употреблению аппаратов, так и в виде китов. Цены на кит-байки BBC начинаются от $17 000, а самый дорогой комплектный мотоцикл – The Athena – тянет на $37 000.
Но это все проза. Сток, как говорится. Есть у Элсопа и штучные работы. Без них никак нельзя. Тут ведь такое дело: уйдешь с головой в серийный выпуск – и не успеешь оглянуться, как покинешь славную когорту творцов-кастомайзеров и пополнишь унылые ряды прагматичных промышленников.
Первым успешным мотоциклом BBC, построенным «из любви к искусству», стал чоппер, названный без особых затей Grizzly. Появившись в 2000 году на страницах Easyriders, он вошел в сотню лучших кастом-байков Америки по версии этого журнала. Невелика заслуга, скажете? Как знать
В 2004 году Элсоп засветился на первом в истории чемпионате мира по кастомайзингу в Морган-Хилле. Здесь он представил ярко-красный и «злой» чоппер с 55-градусным «рейком», «харлеевским» мотором Knucklehead 1937 года и премилым названьицем Punk Ass Bitch. На жюри эта работа особого впечатления не произвела, и Кевин, похоже, с тех пор к чемпионатам охладел.
Куда больший интерес публики вызвал появившийся год спустя CHP Memorial Sled – чоппер-трибьют дорожной полиции Калифорнии. Разумеется, Элсоп всерьез не надеялся, что California Highway Patrol возьмет этот аппарат на вооружение, однако общественный резонанс мотоцикл получил. Что, собственно, и требовалось. И пусть это далеко не первый кастом-байк на полицейскую тему (навскидку на ум приходят Ness Patrol Арлена Несса и Police Bike от Orange County Choppers), но фишка была не только и не столько в этом. Как известно, в американском автопроме в последнее время наблюдается повальное увлечение так называемыми гибридными силовыми установками. Вот и Кевин оснастил свой «патрульный» чоппер (по сути – модель The Sled) таким «гибридом» на литиевых батареях, построенным в кооперации с профильной компанией Hybrid Technologies на базе 2032-кубового мотора S&S.
Губернатор и заслуженный Терминатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер, когда пред его ясны очи представили гибридный «полицмейстерский» мотоцикл, сказал буквально следующее: «Coolah Choppah!» (и, наверняка, как истинный «шварценеггер», добавил «Йоу, фазамака!» – видимо, австрийский акцент незаметно трансформировался в современное афроамериканское арго). Мотоциклу, кстати, уже зарезервировано почетное место в музее CHP в Сакраменто.
В том же году Элсоп представил еще две интересные работы, на этот раз откровенно «олд-скульные»: лаконичный S&S Shovelhead Tour Bobber, построенный для рекламного тура компании S&S в рамках раскрутки своего «нового старого» мотора Shovelhead, и борд-трекер (ну никак не мог Кевин пройти мимо этого модного тренда!) под названием 19Fifteen Dare Devil.
Не менее примечательный аппарат от Big Bear Choppers по имени The Athena был построен во время съемки одного из «эпизодов» сезона 2006 года выходящей на Discovery Channel программы Biker Build-Off. С ним Кевин одержал победу над Айви Тросклэром из Metry Custom Cycles. Величественный чоппер, выполненный в стиле, который я назвал бы готическим, был задуман Кевином как мотоцикл-посвящение погибшей в автокатастрофе Афине Аспиотес – дочери Майка Аспиотеса по прозвищу Грек, друга и соратника Элсопа. В августе прошлого года, по горячим следам, компания запустила в серию созданные по мотивам этого аппарата модели The Athena Chopper и The Athena ProStreet.
А совсем недавно компания Big Bear Choppers продемонстрировала свой новый шоу-байк, созданный в тесной кооперации с моторостроителями из S&S. Этот лоурайдер стал одним из первых в мире носителей новейшего 2,1-литрового мотора S&S X-Wedge.
Последние несколько лет BBC строит около 1500 мотоциклов в год и, судя по агрессивной рекламной политике (американские кастом-издания буквально пестрят рекламой Big Bear Choppers) и растущей дилерской сети (около ста дилеров кит-байков и десяток дилеров комплектных мотоциклов), снижать темпы явно не собирается. Даже наоборот – к следующему году Элсоп грозится довести ежегодный выпуск до пяти, а то и до шести тысяч мотоциклов! А что, всяко может быть. C медвежьей-то хваткой Кевинаѕ Так что – верю. Я ж не Станиславский – с меня не убудет.