Полезешь в болото -бегемотом станешь

ПОЛЕЗЕШЬ В БОЛОТО -БЕГЕМОТОМ СТАНЕШЬ

Honda XRV750 Africa Twin

, двойного назначения

фото автора

Стоял ноябрь, температура воздуха - минус пять, правда, сухо. Но я не мог не сесть за руль.

Как не проехаться! После "Явы" и совкоциклов в молодости, трех лет на Kawasaki KLE и Honda Transalp, спустя, страшно подумать, 18 лет я добыл то, что желал - Honda Africa Twin. Достался мне мотоцикл семилетним с пробегом 16 тыс. км - в расцвете сил!

Перегонял своим ходом, смотался в ГИБДД, на Смотровую… Поездил бы и еще, но через пару дней выпал снег.

За следующий сезон 2004 года "Африка" пробежала чуть больше 10 тыс. км. Еще до выезда установил новые покрышки "Бриджстоун", передние защитные дуги, крепление для боковых кофров и высокое ветровое стекло. Конечно, поменял масло и фильтры. Это - мелочевка. Сделал и кое-что посерьезнее. Меня смущало маленькое, с мизинец, выходное отверстие огромной сигары глушителя. С ним двигатель работает тихо, и это вроде бы неплохо, однако мощности такой глушак "съедает" много. Тратить 500-600 у. е. на тюнинговые трубы? Нет, "жаба" не позволяла. "Будь проще", - сказала она, и я купил себе за 2100 российских рублей на авторынке прямоточный глушитель из нержавеющей полированной стали, предназначенный для тюнинга легкового автомобиля. А в качестве соединительного элемента идеально подошла передняя часть резонатора от классических "Жигулей" - всего-то понадобилось два часа работы "болгаркой" и дрелью. Что вышло - на фото.

Приемистость улучшилась, в основном, на "низах". На скорости, когда добавишь оборотов, стал слышать двигатель. Но он стал громче не до раздражения. Расход топлива практически не изменился, хотя можно было ожидать, что возрастет: в городе - около 6-6,5 литров на 100 км, по трассе при скорости 120-140 км/час - 5 литров. В июне поменял звездочки и цепь. Не потому что износились. Сзади стояла "43" - заменил на "46" от "Африки" модели 1995 года - и приемистость стала еще лучше. Но новая цепь IRIS преподнесла сюрприз: ее замок, точнее его боковая пластина, просто-напросто лопнула. Однако вторая удержала цепь от разрыва, более того, на этой половинке добрался до гаража. Цепи размерностью 525 производства D.I.D. в мотосалоне не оказалось, такую же IRIS, однажды обжегшись, брать не хотел. Но вспомнил, что в магазине, в котором покупал первую IRIS, испорченные звенья меняют (могли бы, между прочим, обменять всю цепь, но, впрочем, и на том спасибо). К следующему сезону надо обязательно установить новую D.I.D. - что-то пропало доверие к испанским "ирискам".

Еще один казус - в середине лета. Сначала выгорело соединение трех проводов генератора и реле-регулятора. Перепаял - снова появилась зарядка. Средств контроля за напряжением на мотоцикле нет, и угроза оказаться со "сдохшим" аккумулятором достаточно велика (мне, чтобы добраться до гаража, пришлось отключить обе фары и запускать "Африку" с хода - стартер уже не крутил). Потому, во избежание неприятностей, установил автомобильный индикатор напряжения с тремя светодиодами.

А через неделю началась развеселая жизнь. Зарядка появлялась после пуска двигателя и пропадала после 10-15 км пробега. Но не всегда. По большому счету, без индикатора я бы и не обратил на это внимания, во всяком случае, днем, когда не видишь интенсивности свечения света фары. Все контакты многократно прочистил, смазал и подергал... Оставалось подозревать одно - барахлит реле-регулятор.

Обзвонил все магазины и пункты, где разбирают "конченные" мотоциклы. Выяснил, что поломка реле на Honda не такой уж редкий случай. И что реле ни под ногами, ни на прилавках не валяются. А потому цена даже на б/у - от 100 долларов. В поисках прошел месяц (на мотоцикле все равно ездил: если отключалась зарядка, заглушил-завел - и порядок, по городу проехать можно). Консультанты всех трех сервисов советовали заменить аккумулятор, генератор... Что вызывало сомнения в их компетентности.

Время шло, и мысль о техническом несовершенстве узла заставила решиться на замену реле. И вдруг зарядка восстановилась и не пропадала целых три месяца! Что ни говорите, а надежность электроники - это надежность контактов. Я расслабился, думал уже о другом и находил достоинства в Africa: сюрпризов мотоцикл не преподнес. Растекаться мыслью об образцово работающих узлах и агрегатах не стану, как и отмечать, что масло двигатель практически не расходует. Это - Honda за приличные деньги, она и должна быть в порядке.

А в начале ноября загадка с зарядкой повторилась. Озарение пришло, как всегда, вдруг. Обратил внимание, что контрольные лампы на приборке загораются с задержкой в полсекунды после поворота ключа зажигания в крайнее правое положение. И вот однажды, когда в очередной раз зарядка отключилась, не заглушая двигатель, пошевелил ключом в гнезде в пределах свободного хода вправо-влево, вверх-вниз и - о, чудо! - зарядка восстановилась. Смазал замок зажигания и контактную группу, и теперь, надеюсь, забуду о дефекте.

А цепь IRIS, которую не успел поменять, снова лопнула (и опять "квакнула" пластина соединительного звена), соскользнула и упала на дорогу. Я ее подобрал и установил на место. На этот раз вез с собой соединительное звено с защелкой (из рекомендаций "Странички мотоциклиста" журнала "За рулем" 70-х годов).

Подпишитесь на «За рулем» в