Машина времени
На велосипеде к прогрессу
Даже миллионный Харбин в те недалекие времена можно было считать по большому счету «бесколесным». На улицах этого «русского» города раскатывало несколько наших «Волг», китайских «Хунци». Но больше всего в Харбине, впрочем, как и во всем Китае, было велосипедов, рикш, мотороллеров и мотоколясок. Сегодня весь этот «гужевой» транспорт постепенно сдает свои позиции, уступая место современному автомобилю, который стремительно несется по новеньким магистралям.
Красный цвет поднебесных дорог
В больших городах велорикш уже заменило такси. В Пекине, например, кажется, что все транспортные потоки окрашены в красный цвет - наиболее распространенный цвет такси. Их здесь более 67 тысяч. Стоит вскинуть руку в призывном жесте, как из бесконечного потока автотранспорта выныривают сразу несколько машин и устремляются к тротуару. Вообще, профессия таксиста в Поднебесной считается престижной. Зарабатывают водители неплохо: 2-4 тысячи юаней (240-480 долларов). Выручка доходит до 10 тысяч юаней в месяц, но из этой суммы надо заплатить налоги автопарку, к которому приписана машина, плюс деньги на ремонт, лицензия. Машины у таксистов обычно свои.
Жаркие времена таксистов
Однако для пекинских таксистов сейчас тяжелые времена. Как ни странно, всему «виной» победа китайской столицы в борьбе за право принять у себя Олимпийские игры 2008 года. К моменту проведения этих самых престижных в мире соревнований власти решили упорядочить автомобильный парк столицы. Полным ходом идет процесс слияния небольших частных таксомоторных компаний. Их количество уже сократилось с 800 до 200. Не забыли чиновники и про экологию - больной вопрос всех китайских городов.
К 2008 году обещано, что более 80% такси перейдут с бензина на газ. Помимо этого все машины будут оснащены единой системой связи, которая позволит без промедления устанавливать местонахождение того или иного водителя. Все это требует дополнительных расходов. А между прочим, прокатиться на такси - по западным меркам дешевое удовольствие: 1,2-1,6 юаня за км (15-20 центов). Платишь строго по счетчику, а для верности еще и чек получаешь.
Юбилей чаньчунской легковушки
В последние годы в Китае резко выросло и число автолюбителей. Более 75 миллионов человек уже имеют водительские права. В том же Пекине свыше 60 процентов всех проданных машин приобретается в личное пользование. Количество частных автомобилей на улицах китайской столицы превысило 410 тысяч. В основном это иномарки, собранные на совместных предприятиях.
На поприще создания собственных моделей китайцы особо не преуспели. Первый легковой автомобиль китайского производства «Дунфэн» сошел с конвейера завода в Чаньчуне в мае 1958 года. Так что в этом году «легковая машина» КНР празднует свое 45-летие.
Позднее в Китае появились машины более высокого класса: «Хунци» и «Шанхай». Однако по своим характеристикам они никак не могли тягаться с зарубежными собратьями, да и объемы производства были невелики.
Мильоны нас…
Кстати, еще в середине 80-х китайское правительство разрешило создание совместных предприятий в области автомобилестроения. Так в КНР появились СП с участием таких мировых гигантов, как Volkswagen, General Motors, Mercedes Benz, Ford, Honda, Nissan. Одновременно правительство отменило ряд ограничений, действовавших много лет, сделав автомобили более доступными для населения.
Конечно, цены на иномарки, собранные на СП, гораздо выше, чем на китайские автомобили. Если, к примеру, стоимость роскошных "хонд" достигает 350 тысяч юаней (42 тысячи долларов), то местные малолитражки можно приобрести всего за 50 тысяч юаней (6 тысяч долларов). Однако потенциал потребительского рынка в Китае огромен, и западные фирмы действуют все напористее. Так, недавно концерн Volkswagen объявил о том, что в ближайшие пять лет собирается инвестировать 12 миллиардов юаней (1,45 миллиардов долларов) в развитие своих производственных мощностей в КНР, планируя продать 450 тысяч автомобилей. При этом китайские эксперты прогнозируют, что к 2005 году ежегодная потребность страны в новых автомобилях достигнет 1,2 миллиона штук.
Монолог о секонд-хэнде
Помнится, не так давно Геннадий Селезнев, будучи в Хабаровске, сделал почти сенсационное заявление. Он объявил о том, что на Дальнем Востоке вскоре будут собирать японские автомобили. Тогда, дескать, проблема с секонд-хэндом из Страны Восходящего Солнца решится рыночным путем. И налоги, мол, будут оставаться в России, и сами машины будут новенькими и недорогими. Но время идет, а никаких конкретных мероприятий кабинет Касьянова не разрабатывает.
Убить банкротов
А тем временем правительство соседнего Китая уже опубликовало план перестройки автомобильной промышленности, объявив, что закроет мелкие, нерентабельные фирмы и окажет поддержку трем крупнейшим в стране производителям автомашин. Консолидация автоотрасли КНР будет иметь серьезные последствия для иностранных автомобилестроительных фирм, включая многие из тех, что создали совместные предприятия с более мелкими китайскими компаниями. В конечном счете, правительство Китайской республики также надеется, что перестройка отрасли позволит крупнейшим отечественным компаниям конкурировать с самыми крупными автомобилестроительными фирмами мира, у которых есть совместные предприятия в КНР.
Так что наши «поднебесные» соседи смотрят на автомобилизацию своей страны широкими глазами. А мы пока как покупали «японки», так и покупаем. И изредка вслушиваемся в помпезные фразы российских политиков накануне выборов.