Мекка

Мекка

О феномене Sturgis Motorcycle Rally и его роли в байкерском движении сказано и написано немало. Дабы не повторяться, скажу для тех, кто не был в Стерджисе: он именно такой, каким вы его представляете, только умножьте на десять**.

Торжество кастомайзинга в Стерджисе

Однако к делу. Тема моей экспедиции – кастомайзинг. Этого добра тут, поверьте, в избытке. Что характерно, кастом-байки не только красовались на стендах, но и с отрадной периодичностью мелькали в бесконечном и круглосуточном потоке мотоциклов, дефилирующих по улочкам городка и близлежащих селений. Ну где еще вы встретите почтеннейшего Арлена Несса, рассекающего среди потрепанных жизнью «Xарлеев» на своем новейшем двухмоторном (!) аппарате ценой в полмиллиона (!) долларов?! А это что за взрыв красок в общей черно-хромированной массе? Ба, да это же наш старый знакомый Рик Фэрлис*** в неизменной цветастой рубахе, управляющий одним из своих «психоделических» чопперов!.. Короче, именины сердца.

Торжество кастомайзинга в Стерджисе

Количество разнообразных кастом-шоу в Стерджисе также под стать размаху мероприятия. Кроме IV Официального чемпионата мира по кастом-байк-билдингу, на котором мы ниже остановимся поподробнее, это и «филиал» легендарного дайтонского Rat’s Hole Show, и шоу журнала The Horse, и конкурс, проводимый под эгидой шинников из Metzeler, и Harley-Davidson Ride-In Show, и Feel The Thunder, и Sculptures in Steel, и Legend Top 50, и Trike Wars. Добавьте сюда Ride-In Show элитарного мотоклуба Hamsters, а также интереснейшую выставку мотоциклов One World Chopper, устроенную известным американским кастом-публицистом Майклом Лихтером (к ней, могу вас заверить, мы еще вернемся в одном из последующих номеров) – и вы поймете: чтобы посетить все эти зрелища, нужно иметь, как минимум, установку для телепортации, железную печень и карбоновые почки. Вот в каких нечеловеческих условиях приходилось работать! Да уж, хлеб кастом-критика нелегок и имеет горький привкус. О масле кастом-критика я и вовсе молчу. (Если сердобольные байкеры из какого-нибудь мотоклуба вздумают отправить посылку на поправку здоровья, мой адрес есть в редакции.)

Торжество кастомайзинга в Стерджисе

Стоит заметить, что особой конфронтации между многочисленными кастом-шоу не наблюдается – у каждого своя грядка, и каждый ее возделывает. Feel The Thunder, например, специализируется на гоночных аппаратах, конкурс журнала The Horse – на жестком «олд-скуле», Trike Wars – понятно на чем. При этом в корне неверно считать эти мероприятия «вторым эшелоном». На них такие жемчужины попадаются!.. Мотопарк зажиточных «Хамстеров» и вовсе наполовину состоит из мотоциклов, известных по прессе и прошедшим чемпионатам. А у Rat’s Hole Show вообще история длиной в без малого сороковник. Да и сама вывеска «чемпионат мира», что греха таить, для американцев значит совсем не то же, что для европейцев. Почему не «всеамериканский чемпионат»? Разве «мир» и «Америка» не суть одно и то же?.. Короче, есть вопросы. Нельзя также сбрасывать со счетов традиционное неучастие в первенстве «по версии AMD» многих американских мастер-билдеров первой величины. Ну, с этими понятно – они, типа, «выше», а прилюдно облажаться (а такая опасность существует) ой как не хочут.

Тем не менее, чемпионат мира по кастомайзингу обосновался в Стерджисе. И если в прошлом году* организаторы из AMD арендовали под это дело площадь в большом выставочном павильоне Thunder Road на окраине, то теперь обзавелись собственной недвижимостью – «Парком чемпионов» (Champions Park) в самом центре города. («Недвижимость» в Стерджисе понятие относительное – на самом деле это временное сооружение, как и большинство подобного рода здешних строений.)

Торжество кастомайзинга в Стерджисе

В этом году семьдесят мастеров из США, Канады, Японии, Франции, Германии, Швеции, Ирландии, Италии, Испании, Венгрии и Чехии выставили 77 мотоциклов. Причем «Лучшая двадцатка» выглядела на редкость интернационально – в нее попали мотоциклы из десяти стран. По уже сложившейся традиции судили конкурс сами участники (разумеется, нельзя было выставлять баллы своему творению), что в определенной мере позволяло надеяться на объективность.

Так и произошло. Мотоциклы говорили сами за себя, и присутствующие на церемонии награждения не были удивлены результатами. Причем тройка лидеров финишировала с приличным отрывом. Сравните: 513, 488 и 419 судейских баллов набрали аппараты, взявшие соответственно «золото», «серебро» и «бронзу», в то время как мотоцикл, занявший четвертое место, получил 254 балла.

Призы победителям вручал самый быстрый (и, как оказалось, самый «компактный») мотоциклист на планете Крис Кросс – тот самый, который пролетел на своей «сигаре» BUB Lucky 7 по соляному насту высохшего озера Бонневиль со скоростью 564 км/ч*.

Все три ступеньки воображаемого пьедестала заняли уже известные нам по прошлогоднему чемпионату фигуры. Чемпионский перстень с нескрываемым ликованием водрузил себе на палец швед Стеллан Эгеланд из SE Service. Его филигранно исполненный «спидвейный» Hulster действительно не оставлял никому шансов на первенство. Напомним, в прошлом году Эгеланд получил «бронзу» за свой Esox Lucius.

Вторым призером стал японец Чикара Нагата из Chicara Motorcycles. Его Chicara Art II, хотя это явное продолжение темы аппарата Chicara Art (благодаря которому японец получил титул чемпиона мира в прошлом году), цеплял за живое с не меньшей силой.

Торжество кастомайзинга в Стерджисе

Третье досталось также представителю Японии. Кейдзи Кавакита из Hot-Dock Custom Cycles представил эффектный во всех отношениях Red Gladiator – сплав боббера и европейского стритфайтера, причем с острым японским привкусом. В прошлом году его Crusader тоже был отмечен в Стерджисе – он занял тогда одиннадцатую позицию в номинации «Фристайл».

(Не могу удержаться: ведь мы не раз предупреждали о дальневосточной угрозе! Кстати, в «Топ-20» попал еще один японский мотоцикл – 14-е место заполучила мастерская Custom Works Zon. Были и другие интересные, на мой взгляд, представители «японо-скула».)

Вот что интересно: если в прошлом году призеров чемпионата Европы оценили в Стерджисе очень высоко, то победителей Майнца-2007 на этот раз заметно «приземлили»: венграм из Sapka Muvek досталось пятое место (многие, включая вашего покорного недальновидного слугу, пророчили им чемпионство – уж больно впечатлила The Time Machine!)*, французской мастерской Art of Racer за их «мультяшный» Rock’N Bike – седьмое, а их землякам из Riverside Motorcycles за The Crosser – одиннадцатое.

Теперь о победителях в «младших» классах. Канадец Роджер Голдэммер к двум своим чемпионским титулам добавил звание «Метрического чемпиона» (другой его аппарат занял неплохое девятое место во «Фристайле»). В классе Production Manufacturer эффектным «дуплетом» выстрелила известная компания Confederate Motor Company. Ее практически серийные модели Wraith и Hellcat заняли соответственно первое и второе места. Лично меня искренне порадовало, что эти неординарные аппараты получили достойную оценку. И наконец, известная нам по последнему Майнцу Guindilla испанской мастерской Hot Dreams уверенно победила в классе Modified Harley-Davidson.

Подведем черту. Не жирную (разве можно остановить кастомайзинг?), а этакий пунктир. Жив ли «олд-скул»? «Жив» не то слово – не дождетесь! А вот «хай-тек» все еще в тени. Видать, не наигрался еще народ в «ретро». Тем же, кто требует развести «старую» и «новую» школы по классам, Робин Брэдли, владелец торговой марки «Чемпионат мира по кастомайзингу» отвечает примерно так: «Ша! Основной класс у нас как называется? Правильно, «Фристайл». То есть никаких ограничений. Хотите стать чемпионом? Вот и выбирайте сами, в каком стиле строить мотоцикл – держите нос по ветру».

Отгремели фанфары очередного чемпионата. Опустел «Парк чемпионов». Лишь деловито сновали уборщики, бросая время от времени тревожные взгляды на странного человека в стоптанных сандалиях с логотипом «Мото». А человеку было плохо. Передоз. Слишком много качественного кастомайзинга. Человек хотел домой: там с этим

попроще.

Подпишитесь на «За рулем» в