Миссия память хранящих
Байкеры приняли миссию доставить письмо от Осташковского совета ветеранов – ветеранам ВОВ городка Демянска. А по дороге посещали памятные и другие места былинных времен.
По пути в г. Кравотынь видели дорожные знаки, которые называли населенный пункт по-разному: то Кравотынь, то Кроватынь, то Кровотынь. Похоже, дорожным службам все равно, как правильно зовется старинный город. Существуют две версии происхождения названия: первая, официальная, гласит, что во времена татаро-монгольского ига хан Батый, продвигавшийся к Новгороду и захватывавший города и села, встретил в тех местах ожесточенное сопротивление.
Разгневанный хан приказал рубить головы всем крестьянам и воинам и насадить их на тын – частокол. Вторая версия такова: частокол вокруг селения был сделан из осины, и она, ошкуренная, со временем краснела – поэтому его прозвали кровавым.
В деревне Свапущ отправились к известному древне-русскому памятнику Игнач-кресту, он стоит на пересечении рек Циновля и Щебериха. На водном распутье предки установили каменный крест, символизировавший торговый перекресток на пути к Селигеру, так что к символам религии памятник имеет опосредованное отношение. Что же, такие вещи нужно различать.
Ночевали байкеры в палатках на свежем воздухе – никаких гостиниц и домов. Полевая кухня (армейский ЗИЛ с прицепом) готовила в «промышленных» масштабах – на один ужин ухи варили литров сто. Вдоволь наевшись и отдохнув, всю ночь парни беседовали у костра, играли на невесть откуда взявшемся бубне и губной гармошке.
По дороге в Демянск почтили память воинов Северо-Западного «болотного» фронта, воины которого во время Великой Отечественной вели ожесточеннейшие бои, – возложили венки на могилы солдат. Сердце дрогнуло, когда прочитали надпись на скромной табличке, прибитой к березе. Ни разлука, ни расстояния, ни смерть нипочем для такой любви.
Покуда любят так наши женщины, ни один враг Русь не растопчет! Храните любовь, девчата, – она творит чудеса!
...Жители Демянска замерли от удивления, завидев строй мотоколонны. Переехав через реку Явань, прибыли к зданию краеведческого музея, здесь уже ждали работники культурного центра, согласившиеся стать гидами в экскурсии по старому городу. Демянск раскрыл свои исторические тайны. Здесь живет сказание о 30-метровой горе, которую называют Княжна. По легенде, она рукотворная: местная княгиня в память о погибшем муже в рукавах наносила земли и камешков – так гора и выросла.
Посетили военное кладбище минеров. Сваренный из корпусов старых мин да снарядов монумент слился с природой, порос травой, в стволе ружья для стрельбы фаустпатронами птицы свили гнездо, и в нем пищал птенец. Жизнь берет свое...
Возложили венки в память о жертвах фашистского концентрационного лагеря «Попово болото», просуществовавшего в Демянске с 1941-го по 1943-й годы. Ежедневно в то страшное место привозили по две сотни и больше человек, и можно только догадываться, сколько жизней здесь загублено. Пленных почти не кормили, и на расстоянии вытянутой руки от колючей проволоки, ограждавшей лагерь, вся трава была выщипана: чтобы выжить, заключенные ее ели. В лагере не было бараков – люди рыли норы в земле. Вечная память жертвам! И вечный позор фашистам.
У ворот бывшего концлагеря президент «Грифонов» передал пакет от осташковских ветеранов демянским воинам-победителям. Миссия пробега выполнена.