Желаете породистого, сэр?

ЖЕЛАЕТЕ ПОРОДИСТОГО, СЭР?

NORTON COMMANDO, "ПРАВИЛЬНЫЙ" БРИТАНЕЦ

фото из архива редакции

Существуют стереотипы, которые вбиваются в подкорку с детства и навсегда. Например, французы - легкомысленны. И хоть наизнанку вывернись, доказывая, что во всем мире сия нация считается символом здравомыслия и расчетливости - не докажешь. Аля-улю, шерше ля фам, "мусью изволит просить пардону" - все, стереотип окаменел навеки!

Это я к чему? Да к тому, что подобные квази-нормы живучи и в мотоциклетном мире. Японский мотоцикл - непременно 4-цилиндровый. И хоть заполони весь мир "японцами" 1-цилиндровыми и всяких прочих схем - нет же, верим только в рядную "четверку"… "Америкос" - этот с V-твином. А "британец" - "твин" рядный. И поди попробуй перешиби репутацию! Джон Блур, хозяин Triumph - уж как божился в свое время, что ретро-старья выпускать не будет. И где его принципы? Вон, полюбуйтесь - целая линейка старомодных "двоек" Triumph. И то сказать: о каких принципах вы тут лопочите, когда разговор заходит о деньгах? А публика, как заслышит о британском "твине", так сразу пускает слюну и судорожно расстегивает кошелек…

А ведь какова история "англичан" - блистательна на зависть! Одно перечисление марок - музыка для понимающего: Triumph, BSA, Royal-Enfield, Ariel, Matchless… И, конечно, Norton. Tak уж сложилось - именно под этой маркой родился последний "правильный" британский "твин" - голосистый, грубоватый и неотразимо харизматичный.

Парадоксальное существует суждение: дети, выросшие в счастливых семьях, хуже приспособлены к жизни, чем "дворняги", - изнежены, избалованы… Если рассуждать так, то новый Norton родился в нужное время, в нужном месте. Потому что материнская компания никак не походила на благополучную семью: чуть ли не каждый год она меняла статус, владельцев, имя… Вторая половина 60-х - трудное время для английского мотопрома. Вежливые, но настырные пришельцы с Востока неистребимо надежными мотиками потеснили "британцев" на всех рынках. Прямо скажем: малые и средние кубатуры англичане позорно "сдали". А вот в больших еще были готовы дать бой. "Секретным оружием" и стал Norton Commando.

Его "крестный отец" - Денис Пур, глава концерна Manganese Bronze Holding, тогдашнего владельца марки Norton. A непосредственно "в зачатии" участвовали конструкторы Бернард Хупер (в начале 60-х он прославился созданием чемпионского кроссового мотора Villiers Starmaker) и Роберт Тригг. Будь их воля, они спроектировали бы новинку "с чистого листа". Но скромный бюджет не дал им такого шанса. Пришлось взять за основу 750-кубовую "двойку" Norton Atlas, корни которой уходят аж в 40-е годы. Хороший был мотор - мощный и тяговитый, вот только не в меру мучил седоков отчаянными вибрациями во всем диапазоне оборотов. Прекратить тряску взялись Хупер с Триггом.

Если домашняя кошка бедокурит, есть два способа ее приструнить: выгнать на улицу к чертям собачьим или… посадить ее в клетку. Конструкторы избрали второй способ. Разработанная ими система получила название Isolastic: двигатель, коробка передач, выпускная система, маятник задней подвески - все это крепилось на специальном подрамнике, изолированном от основной рамы сайлент-блоками. У схемы сразу же выявилась куча недостатков: управляемость - хуже, чем у классической жесткой рамы типа Norton Featherbird, k тому же все эти втулки приходилось достаточно часто инспектировать и регулировать - каждые 8000 км. Зато никаких вибраций, по крайней мере, в крейсерских режимах.

Подпишитесь на «За рулем» в