"Бурлаки" на Волге

"Бурлаки" на Волге

Это отличительный знак Настоящего Мужчины. С лебедкой на бампере ездит решительный, просоленный, прошедший огонь и воду, не боящийся ни хулигана, ни гаишника, ни черта лысого Мужик с крепкими мозолистыми руками.

Еще до самого недавнего времени роскошь в виде лебедки навешивалась только на военные грузовики, да на импортные джипы. И вот наконец появились наши, отечественные - как водится, прочные, простые и недорогие. Одну из них, "Спрут-2500", мы и решили испытать.

Итак, конструкция нашей лебедки электромеханическая, прототипом ее послужил знаменитый Ramsey. Электромотор связан ременной передачей с червячным редуктором, в паре с планетарным механизмом. Это уже четвертый вариант - в предыдущих были небольшие конструкторские ошибки. "Спрут" прошел сертификационные испытания на заводских тестах и получил одобрение УАЗа. Серьезная заявка!

Прицепить его можно на УАЗ, "Газель" и "Ниву" - специальные кронштейны тоже разработаны. Кронштейны эти - штука вообще замечательная, с их помощью поставить или снять лебедку можно стремительно. Установить можно и самому - дружили бы руки с головой.

Скоростей две - рабочая (1 метр в минуту) и протяжная (8,4 метра в минуту), максимально возможное тяговое усилие - 4800 кг, номинальный ток - 100 А. Управление - дистанционное, с кабелем.

...Машин для испытания лебедки мы раздобыли три: VAZ 2121/">ВАЗ 2121 "Нива", УАЗ-3962 - в народе "буханка", и "Авангард" - последняя разработка Мега-моторс на базе UAZ 3153/">УАЗ 3153, класса "Триал". Ну что, окунем красавцев в грязь? Не колеблясь. Пока добирались до места, не на шутку разгорелся спор, чья машина сможет выбраться из гиблого места самостоятельно. Обошлось без драки только потому, что дорога закончилась...

Мы на месте. Вот и полигончик хороший: болото после разлива. Ну-с...

Первой рванула "буханка". Медленно, словно пузатый крокодил, шурша камышом, народная любимица цвета хаки выползла на берег. Взревел движок - и "уазик" напролом рванулся вперед. И... отчаянно буксуя всеми колесами, закопался в густую вязкую тину. Распахнулась дверь, Петрович, чавкая кирзовыми сапогами, двинулся с лопатой к переднему бамперу. Три взмаха - что ж, лебедка, выручай. Ухватив крюк, утопая в грязи, Петрович двинулся на твердыню, к ближайшей березе. Оцинкованный стальной канат вышел почти на всю длину - осталось лишь три последних витка.

А мы тем временем накидываем динамометр и разделяемся - кто продолжает болеть за микроавтобус, кто следит за показаниями динамометра и амперметра. Трос наматывается на второй скорости до натяжения. Лебедка переключается на первую, рабочую, скорость, и водитель возвращается за руль. Прямо с пультом дистанционного управления - кабель, хвала Всевышнему, позволяет.

Что показали приборы? Максимальное тяговое усилие - 1200 кг, ток - 98 ампер.

А в это время УАЗ "Авангард" приближается к отметке старта. Густым басом взревел мотор, ошметки грязи полетели из-под колес (кто-то крикнул: "Ложись!"), машина взбрыкнула и с ходу влетела в вонючее месиво. С разгона пролетела половину канавы.

Колеса отчаянно буксуют, брызги тины - во все стороны, машина безнадежно теряет скорость и уже не едет - кое как ползет. Карабкается. Вот осталось два метра, метр, полметра... Нет, не выбраться. Увяз! Но не все еще потеряно. Просто так, без боя, "Авангард" не сдается. Водитель врубает заднюю. Рывок. Первую - опять рывок, пытается выбраться враскачку. Нет, не вышло, сел намертво. Водитель бодро выпрыгивает, и, балансируя на широких крыльях, подключает лебедку. (Динамометр бесстрастно показал усилие - 1500 кг, ток в амперметре - 135 А).

Жара становится все невыносимей, комары - все назойливей, сапоги каменеют от высохшей грязи, рубашки прилипают к телу, на старте лениво обмахивается веточкой третий участник. Вот час настал, и видавшая виды "Нива" на бешеной скорости юзом уходит на этап. Эх, ничего не видно, только огромный столб воды!

...Когда водяной туман оседает и картинка прояснятся, все понимают: этому повезло больше всех. Легкая "Нива" проскочила по инерции всю канаву и крепко села на раскисшем берегу. Забавно, что самонадеянный водитель пошел на безнадежную авантюру без лебедки. На наше удивление, установка 30-килограммового агрегата на кронштейн заняла чуть больше минуты. Нивовод, буркнув что то про "авось", тянет машину на второй скорости, на которой сматывают трос. Амперметр зашкалило: ток около 200 А. Нет, так нельзя, мотор сгорит. Включаем первую, как положено. Замеры вполне: усилие - 750 кг, ток - 75 А.

Все, что ли? Ну нет! Азарт зажигает душу к покорению все новых и новых стихий. Чем плоха водная гладь волжского залива? Крышку распределителя залило, мотор заглох. Спасательный круг в виде лебедки не поможет: далековато от берега встали, длины троса (22 м) не хватает. Подгоняем УАЗ и сращиваем канаты. Вот - другое дело!

Требуем испытаний на залитом водой автомобиле. Уж больно все не доверяют ремню лебедки. Тащит! В воде, несмотря на опасения, ремень не проскальзывает. Есть плюс: ремень уазовский и часть электрооборудования тоже, значит, детали взаимозаменяемые.

Неугомонный любознательный народ придумывает новые испытания. А вот утянет лебедка катер на берег? Скажем во-о-о-он тот здоровенный "Амур", что стоит на тележке в ангаре. Эх, где наша не пропадала, попробуем! До залива метров 30. Столкнули на воду катер ручками - под горку сам пошел. Не машиной же тащить - закрепляем лебедку в ангаре, цепляем трос к катеру. Катер медленно, но уверенно выползает на берег. Неожиданно тележка с судном замирает - сработал самотормозящий редуктор. Что случилось? Ага, гаражный аккумулятор просто сдох. Не беда. На машинах-то еще три лебедки. Через блок протягиваем трос до катера - и уже через несколько минут судно на месте.

Да, впечатлений предостаточно. А лебедки показали себя отлично. Вот только управлять ими лучше не в одиночку. Приходится контролировать укладку витков на барабан. А о надежности можно судить по тому, что такие лебедки нередко работают в специфических условиях - втягивают на эвакуаторах.

А пари никто не выиграл. Значит, правильно не передрались.

Фото Олега АМЕТОВА

Подпишитесь на «За рулем» в