На чем "кольцевику" ездить в кроссе

НА ЧЕМ "КОЛЬЦЕВИКУ" ЕЗДИТЬ В КРОССЕ

КТМ 125SX, кроссовый

Антон РАСЩЕПИХИН, двукратный чемпион РФпо шоссейно-кольцевым мотогонкам

, фото

Павла КОСОЛАПОВА

Двигатель

124,8 смз

| Масса

93,6 кг

| Ориентировочная цена

$ 5 000

Межсезонье в России тянется бесконечно, а форму поддерживать надо - вот и купил кроссовый мотоцикл.

Многие советовали: бери 4-тактник, у него и мощности больше, чем у 2-тактного, и тяга "интереснее". Торопиться не стал - посоветовался с профессионалами. Зачем в новом для меня виде сразу садиться на мощный? Я ведь не "чайник", понимаю, насколько кросс сложная и не менее опасная, чем "кольцо", дисциплина.

Тренер, к которому я обратился, сказал: "Научишься ездить на "125" - на любом кроссаче будешь ездить играючи". И я выбрал легкий КТМ 125SX. Прав тренер: на SX "жесткий" 2-тактный двигатель, он нагружает пилота физически, вынуждает постоянно работать с КП, учит филигранному обращению с ручкой газа и не менее точно, чем на "кольце", ловить момент переключения передач. Это не 4-цилиндровый 4-тактник, этот то и дело "чахнет" даже на средних оборотах.

Любой кроссовый аппарат беспрерывно трясется и вообще норовит "жить своей жизнью". С мотоциклом потяжелее новичку непросто совладать, проще справиться с менее скоростным и легким аппаратом. Так что "125" в этом отношении превосходный тренажер. Порою несешься по полю, от страха глаза хочешь закрыть - и кажется (особенно закоренелому "кольцевику"), на следующей кочке точно "уберешься". Но за счет мощных и энергоемких подвесок проезжаешь еще 20 метров - и руль на месте, и шея цела… Чувствую, на заводе-изготовителе много внимания уделяют подбору и настройке подвесок. Впрочем, то же скажу и о тормозах, и о двигателе.

Машина сверхнадежная - испытал не раз… Странно было услышать от мужиков, повидавших виды, что лет 10-15 назад тех, кто ездил на КТМ, подкалывали: "Что, вступил в Клуб Трудолюбивых Мальчиков?". Оказывается, тогда из-за низкого качества сборки мотоциклы КТМ регулярно ломались, и их бесконечно чинили. Но теперь об этом можно рассказывать как о недоразумении.

В отличие от "кольцевых" аппаратов, в которых доминируют продвинутые системы питания, применяются электронные системы управления двигателем, здесь многое можно "крутить" самому. Что удобно: 2-тактная техника восприимчива к изменениям температуры воздуха и других погодных условий, что сильно меняет характер работы двигателя, его характеристики. Вот и представьте, как ведет себя кроссач, если на неделе три тренировки, а погода всякий день разная. Хочешь гоняться нормально - поневоле научишься регулировать карбюратор, подбирать нужные жиклеры... Мне это и интересно. И потом, если гонщик научится досконально разбираться в технике, он легче объяснится с механиками, тренером, другими спортсменами.

Подпишитесь на «За рулем» в