И снег станет горячим
ПОДАРКИ ОТ ЮБИЛЯРА. Помимо коммерческих и конкурентных соображений, а также почти маниакальной увлеченности конструкторов компании снегоходной тематикой, у Yamaha Motor была еще одна веская причина со всей ответственностью заняться разработкой модельной линейки к наступающему сезону. Именно сейчас, в 2008 году, компания празднует 40-летие со дня выхода в свет своего первого снегохода. По такому случаю спортивные сноубайки топовой комплектации получили специальную, юбилейную расцветку.
Начать обзор, пожалуй, стоит со знакомства с новой платформой FX Nytro, на которой базируется аж три модели «спортсменов». При ее разработке конструкторы отталкивались от результатов, полученных в гонках, и, как итог, с конвейера сходят машины с превосходным соотношением мощность/масса. При этом уровень жесткости конструкции нисколько не снизился, более того, как заверяет сам производитель, прочность даже возросла.
В FX Nytro «сплошные мышцы и ни грамма жирка». Вот оцените: короб под аккумулятор встроен в раму, клапанная крышка, поддон двигателя, крышки магнето и цепи ГРМ – из магниевого сплава. Теперь дальше: чтобы как можно ниже расположить силовой агрегат (а значит, понизить центр тяжести), рулевую колонку разместили над мотором. Такая «рокировка» позволила еще и сэкономить пару сотен граммов на шарнирах, ставших ненужными в конструкции рулевого механизма.
Платформа включает в себя новый трехцилиндровый двигатель Genesis объемом 1050 см3 с впрыском топлива. Система EBRS нивелирует присущий четырехтактникам эффект торможения двигателем. Развитые радиатор и передний теплообменник стабилизируют температурный режим мотора.
ПРЫГАЙ! Спортивные снегоходы – они ведь не на одно лицо и не на все случаи жизни. Новые ямаховские можно различать так: кроссовые модели, сноумобили для твердого и рыхлого снега, а также спортивно-универсальные.
В кроссовом сегменте представлены три модели, две из них как раз и базируются на платформе FX Nytro. Это FX Nytro ER и FX Nytro RTX ER. Обе вобрали в себя все вышеописанные «вкусности», а их отличие – в подвесках. Если у Nytro ER амортизаторы «передка» хоть и снабжены полным набором регулировок, но традиционного типа, то RTX – с пневматическими амортами Fox Float, к тому же задняя подвеска, по сравнению с «обычным» Nytro, также усилена. Что повысило устойчивость снегохода в поворотах и придало стабильности при проезде неровностей и приземлении после прыжков. Новый 3-цилиндровый четырехтактник по повадкам чем-то напоминает двухтактный мотор. С одной лишь поправкой: на «низах» Genesis тянет ощутимо резвее. Равномерное распределение мощности по оборотам никогда не оставляет гашетку «пустой». Тронув «курок» газа, всегда возникает именно столько тяги, на сколько ты рассчитывал именно в этот момент – ни больше, ни меньше. Только не подумайте, что Nytro по повадкам похож на дизель. Отнюдь, 134 л.с. легко поднимают снегоход на гусеницу даже на укатанном снегу.
Последний из тройки кроссачей – старый знакомый, однако в новом исполнении. Phazer RTX (предыдущее его имя – Phazer FX) наделен узким силуэтом, а если говорить о «начинке», – 500-кубовым 2-цилиндровым двигателем. В основе передней подвески те же, что и у Nytro RTX, пневматические амортизаторы Fox Float, но ход подвески значительно больший: 236 мм против 216. Задняя – традиционной конструкции, зато ее ход – 412 мм, что аж на 44 мм больше, чем у Nytro.
По ощущениям от езды Phazer RTX очень напоминает кроссовый мотоцикл. Высоко приподнятое узкое седло, удобный для езды в стойке посадочный треугольник и мощные энергоемкие подвескиѕ Чуть попривыкнешь к машине – и приходит острое желание отжечь. Что ж, для того Phazer и предназначен. Проносясь по кочкам и совершая прыжки, сноумобиль не давал ни единого повода усомниться в правильности выбранной траектории. Устойчивости ему придает и на 36 мм более широкая, чем у Nytro RTX, колея лыж.
ОСТАВЬ СЛЕД ПЕРВЫМ. Для любителей пылить по снежной целине Yamaha приготовила три модели, способные удовлетворить притязания самых взыскательных. Первой назову ту, что базируется на платформе FX Nytro и носит название FX Nytro MTX ER. От того же RTX она отличается траком – его длина 3886 мм и высота 57 мм (против 3072 мм и 32 мм – у кроссача), кроме того здесь «подросшие» на гусенице шипы-снегозацепы, расширенные подножки с увеличенными отверстиями, куда выталкивается снег, и дополнительный радиатор. Он оптимизирует температурный режим двигателя при езде на малых скоростях. У MTX и усовершенствованный руль. Его рукоятки загнуты вниз, а оконечности соединены специальной стропой. Такая его конструкция позволяет пилоту гораздо глубже свешиваться в виражах. Но на этом новшества не исчерпываются. На MTX простые, а оттого предельно надежные подвески. Замечу, что ход задней на 12 мм меньше, чем у RTX, однако большего и не нужно. Это на кроссовом тебя тянет совершать прыжки, при этом не волнует, что приземлился на твердый, укатанный снег, а на этом – ничего подобного, не тянет прыгать.
Сознательно проигнорировав понятие «устойчивость на твердом покрытии», конструкторы сузили колею лыж на 69 мм по сравнению с RTX. И опять-таки правильно сделали: MTX изначально мало приспособлен к передвижению по утрамбованному до состояния асфальта снегу, на котором, действительно, крайне важно такое качество, как устойчивость. В естественной среде обитания – на снежной целине, благодаря суженной колее, он по повадкам напоминает гидроцикл (серьезно!): пилот на своей машине буквально плавает в сугробах – то ныряя в них, то выпрыгивая в воздух. Вот она, настоящая свобода передвижения!
Другой снегоцикл, если позволите так выразиться, – спортбайк для глубокого снега. У него 4-цилиндровый двигатель Genesis 150 объемом 998 смз, передняя подвеска на пневмоамортизаторах Fox Float, задняя – Pro Mountain торсионного типа, регулируемая ширина колеи (от 955 до 1006 мм), увеличенный до 35,6 литров объем бензобака и, обращаю внимание, самый большой из всей модельной гаммы трак: длина – 4115 мм, ширина – 406 мм. Честно говоря, по насыщенности передаваемых ездовых впечатлений RX1 MTX соперничает с RX Warrior GT, другим ямаховским «сноу-спортбайком». Но если на том за пределами накатанной ровной трассы, дабы не завязнуть, нужно быть поаккуратнее, то верхом на RX позволительно «отжигать в полный рост» – хоть в горах, хоть в сугробе с человеческий рост. Конструкция продумана до мелочей и, при наличии у пилота головы на плечах, предоставляет возможность наслаждаться диким характером движка и потрясающей управляемостью. Добавлю, поскольку обязан: без излишнего рискаѕ Приятный нюанс: по случаю снегоходного юбилея компании RX1 MTX получил специально разработанную дизайнерами нарядную расцветку.
Третий из новообразованной семейки – Phazer MTX. По концепции этот тяготеет скорее к разновидности спортивно-развлекательных снегоходов, нежели к «чистокровным спортсменам». В его моторе хоть и меньшая, чем у остальных, мощность, зато он легче да и «стройнее», а значит, более прост в управлении. И наворотов в конструкции меньше. Однако и у таких есть масса приверженцев – пилотов, не претендующих на золотые медали в горячих гонках, но знающих толк в снегоходах и умеющих сполна наслаждаться стремительным катанием.
АСФАЛЬТ? СНЕГ! А ведь среди снегоходчиков немало и тех, кто по натуре спортбайкер. Катаются они, как и их двухколесные одержимые собратья, не лишь бы где, а по ровному твердому асфаѕ, то есть снегу. Королем высокоскоростных сноумобилей Yamaha по праву можно считать RX1 GT.
Мощный отзывчивый двигатель Genesis 150 сочетается с высококлассными подвесками Ohlins. Настроить задний амортизатор можно, не слезая с седла, при помощи специального регулятора. Yamaha нисколько не лукавит и не раздает избыточные комплименты, когда позиционирует RX1 GT как чисто спортивную модель для езды по подготовленным трассам. Он, действительно, нечто вроде «чистокровного» спортбайка «Only for race track». Но есть и более простые и лояльные к условиям эксплуатации модели. Одна из таких – RS Vector. К сезону-2008 «Вектор» получил новое шасси с несколько измененной эргономикой места пилота (теперь он сидит на 15 см ближе к рулю) и задней подвеской с дистанционной регулировкой амортизатора. Двигатель тот же – карбюраторный Genesis 120.
Phazer GT, последний из перечня ямаховских снего-«спортов»-08, по существу остался прежним, разве что он с новыми, более энергоемкими амортизаторами GYT-R, снабженными набором регулировок.
О СПОРТЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ. А еще в Yamaha знают, как «слить в один сосуд» абсолютно несовместимые, казалось бы, эксплуатационные особенности техники, но не испортить «коктейль», а получить действительно «вкусный» универсальный аппарат. А ничем другим, кроме как таким колдовством, не объяснишь появление аж четырех спортивно-универсальных (оцените термин во всем его противоречии!) снегоходов в линейке-2008. Конечно, если совсем строго, это вовсе и не четыре, а две модели, и те «снежики», что с припиской «GT» в названии, – лишь их модификации. Пусть так, но эти модификации отличаются от «материнских» моделей отнюдь не только стикерами. Их особенность – в подвесках. Первый из многофункционалов – RX Warrior. Конструктивно он практически полностью повторяет RX1 GT: тот же двигатель, та же конструкция подвесок. Только амортизаторы не Ohlins, как у «рыкса», а SOQI и KYB. А то, что делает его пригодным не только к отжигам по вылизанным до состояния гоночного трека трассам, но и к продубасам по глубокому снегу, – трак. Он на 382 мм длиннее, чем у RX1. Что же до подвесок, то в задней у RX Warrior GT уже «живет» Ohlins, а у модели в юбилейном исполнении «40-th» и передние амортизаторы «золотые». Не сочтите автора этих строк пресытившимся снобом, но больше других понравилась именно модификация, полностью «упакованная» в Ohlins.
Машина – я это прочувствовал абсолютно отчетливо – гораздо лучше других проходит повороты, наиболее устойчива на кочках. Она из тех, что не вынуждает задумываться о том, что у нее под лыжами: подвеска работает на любого свойства покрытии одинаково безупречно, а мощный, по-настоящему спортбайковский мотор вызывает впрыск в твою кровь «сыворотки счастья» ведерными дозами. На коротковатых прямиках испытательной трассы я умудрялся выжимать из «война» 160 км/ч. Совсем не мало! Но, чувствовал, аппарат, дай ему волю, покатит и быстрее.
Дополняет гамму спортивно-универсальных машин сноумобиль RS Vector LTX и его люксовая модификация GT. Первый от «Вектора» для укатанного снега отличает, опять же, более длинный (на 381 мм) трак, а GT от «просто LTX» – усовершенствованные подвески: передние аморты GYT-R рюкзачного типа снабжены полным набором регулировок.
У вас не вскружилась голова перед таким выбором, покупатель? Да, Yamaha может свести с ума!